Понятие и принципы межбюджетных правоотношений

Межбюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Данные правоотношения охватывают не только вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней, но и отношения по поводу организации и осуществления бюджетного процесса между органами власти и самоуправления различных уровней.

В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение переданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые закреплены законодательно. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. При этом в БК жестко регулируются сферы использования каждого из этих механизмов.

Одним из основных принципов межбюджетных правоотношений является бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм — это исходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночного механизма, наличием различных типов субъектов РФ и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами. Принцип федерализма проявляется в различных сферах финансовой деятельности государства, но именно в бюджетной сфере он выражается в качестве совокупности всех составляющих данный принцип элементов. Федерализм как основа конституционного строя России, находя свое концентрированное выражение в бюджетной деятельности государства и в силу особого, важного значения государственного бюджета, существенно влияет на все финансовые отношения.

Принцип федерализма в бюджетном праве представляет собой преломление в бюджетной сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией и получившего развитие в федеральных конституционных и текущих законах, а также конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

В сфере бюджетной деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71 Конституции).

Что касается бюджетно-правовых предметов ведения субъектов РФ, то необходимо иметь в виду, что их полномочия конституционно ограничены только пределами ведения Российской Федерации и полномочиями центра по предметам совместного (конкурирующего) ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73 Конституции); вне пределов ведения Российской Федерации и конкурирующих вопросов субъекты РФ обладают всей полнотой власти (ч. 4 ст. 76 Конституции). Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.12.1997 № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области» установлено, что «отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта РФ в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов». Таким образом, в круг предметов ведения субъекта РФ входит осуществление собственного бюджетного регулирования в пределах полномочий, предусмотренных ст. 73 Конституции, что согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта РФ.

Предметы совместного ведения определяются ч. 1 ст. 72 Конституции и в соответствии с ч. 2 ст. 72 Конституции в одинаковой мере распространяются на все субъекты РФ. Общим вопросом ведения Российской Федерации и ее субъектов является установление общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции).

Бюджетный федерализм обусловливает следующие особенности разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в межбюджетных правоотношениях:

  1. полномочия, возникающие в указанной области общественных отношений, представляют собой неразрывное единство закрепленных законодательством бюджетных прав и обязанностей; неиспользование каким-либо государственным органом предоставленных ему прав фактически означает отказ от выполнения своих функций, переложение их на другие органы государства; бездействие государственного органа при осуществлении соответствующего круга предметов ведения может привести к сбою в функционировании всей бюджетной системы;
  2. бюджетные полномочия Российской Федерации и ее субъектов закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах;
  3. бюджетные полномочия государства или государственно-территориального образования реализуются ими через совершение властных действий нормоустановительного или распорядительного характера. В бюджетной деятельности каждый государственный орган располагает собственными властными полномочиями в решении вопросов, отнесенных к его ведению.

Конституция предусматривает возможность изменения круга предметов ведения Российской Федерации в бюджетной сфере путем наделения дополнительными полномочиями субъектов РФ из числа предметов совместного ведения. Разграничение предметов ведения в сфере бюджетной деятельности осуществляется на основе принципа субсидиарности: Российская Федерация принимает к реализации те функции, которые не могут самостоятельно выполняться субъектами РФ; в свою очередь, последние передают на более высокий уровень только те функции, которые не могут реализовать собственными силами. Согласно этому правилу предметы ведения субъектов РФ в бюджетной сфере содержат области общественных отношений, которые обеспечивают централизованное (в границах субъекта РФ) финансовое решение их внутренних задач. Наиболее значимой сферой ведения субъекта РФ является соответствующий бюджет.

Принцип федерализма в бюджетном праве существенно влияет на бюджетную деятельность муниципальных образований, что обусловлено порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, наличием собственной бюджетной компетенции у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также отнесением Конституцией установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Муниципальные образования действуют в рамках единой общегосударственной финансовой политики, участвуют в осуществлении различных государственных программ, включены в общую правовую систему государства. В условиях федеративного государственного устройства муниципальные образования осуществляют бюджетную деятельность самостоятельно, с учетом разграничения бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Одним из основных направлений действия принципа бюджетного федерализма является правотворчество в сфере бюджетной деятельности государства. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления наделяет Россию компетенцией по правовому регулированию тех сфер бюджетной деятельности, которые относятся к ее исключительному ведению или к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Бюджетный федерализм обусловил разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов относительно местных бюджетов. Российская Федерация вправе принимать рамочные законы, определять общие принципы и подходы к бюджетной деятельности муниципальных образований, устанавливать пределы бюджетно-правового регулирования. Правовую конкретизацию с учетом местных особенностей муниципальная бюджетная деятельность должна получать в финансово-правовых актах субъектов РФ.

Таким образом, принцип федерализма в бюджетном праве носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в бюджетном праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся бюджетных правоотношений и гарантирует Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям установленный законодательством бюджетно-правовой статус. Являясь общеотраслевым исходным началом финансового права и имея конституционное установление, бюджетный федерализм служит ориентиром для всех нормативных правовых актов, которые регулируют различные аспекты бюджетной деятельности государства.

Ключевые слова: Право, Бюджет
Источник: Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп.
Материалы по теме
Правовые основы межбюджетных отношений в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П....
Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовой режим межбюджетных трансфертов
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Санкции в бюджетном праве
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовые основы бюджетных инвестиций
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Оставить комментарий