Понятие мышления и теории умственной логики

Одной из актуальных проблем современной психологии речи является разработка идей умственной логики. Наиболее известная на сегодняшний день реализация идеи умственной логики содержится в формализованной модели Лэнса Рипса. В соответствии с моделью Л. Рипса все события, связанные с решением логических задач, разворачиваются во временном хранилище информации, или рабочей памяти. Информация попадает туда либо из структур, отвечающих за восприятие, либо из долговременной памяти и имеет вид «пропозиций». Рабочая память включает два типа «пропозиций»:

  • утверждения,
  • цели.

Утверждения представляют собой «пропозиции», которые в данный момент времени актуальны, имеют временный характер и необходимы для проверки выводов.

Цели являются «пропозициями», истинность которых необходимо проверить на основе принимаемых утверждений. Например, в рабочей памяти могут находиться следующие утверждения: «Если я получу двойку на экзамене, то я брошу занятия психологией»; «На экзамене я получил четверку». Цель может заключаться в ответе на вопрос: «Брошу ли я заниматься психологией?».

Как только «пропозиции» сохранились в рабочей памяти, они начинают подчиняться оперативным принципам, которые имеют право устранять из рабочей памяти старые «пропозиции» и добавлять новые.

У теории умственной логики есть и противники, наиболее известным является британский ученый Филипп Джонсон-Лэрд, который приводит следующие аргументы против умственной логики:

Во-первых, эта теория плохо объясняет, почему люди ошибаются в своих логических умозаключениях. Сторонники умственной логики (например, М. Вертхаймер и его ученица Мери Хенли) объясняют ошибки теории заключения тем, что испытуемые неправильно интерпретируют посылки. Другими словами, если репрезентация создана, то субъекты автоматически правильно манипулируют с ней. Трудность же, по мнению М. Хенли, заключается в создании репрезентации. Однако Ф. Джонсон-Лэрд показывает такие случаи ошибок испытуемых, которые связаны с манипуляциями и репрезентациями.

Во-вторых, неясно, какой именно логикой пользуются люди. Современная наука выделяет большое количество различных логических систем. Кроме того, одна и та же логика может задаваться различными способами. Например, правила вывода могут упрощаться за счет введения большего числа аксиом.

В-третьих, очень трудно объяснить, каким образом умственная логика усваивается людьми. Ведь единственный известный способ - индуктивное научение уже предполагает наличие способности мыслить логически. Идея Джерри Фодора о том, что логика является врожденной, представляется Ф. Джонсону-Лэрду сомнительной.

В-четвертых, теория умственной логики не объясняет факта различной трудности задач, одинаковых по структуре, но различных по содержанию.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Мышление как творческий процесс
Штейнмец А.Э., Общая психология
Понятие как форма мышления
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Абстрактное мышление, как этап познавательной деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Мышление с позиций научных направлений в психологии
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Воображение и мышление
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Логическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Язык как орудие мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Оставить комментарий