Понятие мышления и теории умственной логики

Одной из актуальных проблем современной психологии речи является разработка идей умственной логики. Наиболее известная на сегодняшний день реализация идеи умственной логики содержится в формализованной модели Лэнса Рипса. В соответствии с моделью Л. Рипса все события, связанные с решением логических задач, разворачиваются во временном хранилище информации, или рабочей памяти. Информация попадает туда либо из структур, отвечающих за восприятие, либо из долговременной памяти и имеет вид «пропозиций». Рабочая память включает два типа «пропозиций»:

  • утверждения,
  • цели.

Утверждения представляют собой «пропозиции», которые в данный момент времени актуальны, имеют временный характер и необходимы для проверки выводов.

Цели являются «пропозициями», истинность которых необходимо проверить на основе принимаемых утверждений. Например, в рабочей памяти могут находиться следующие утверждения: «Если я получу двойку на экзамене, то я брошу занятия психологией»; «На экзамене я получил четверку». Цель может заключаться в ответе на вопрос: «Брошу ли я заниматься психологией?».

Как только «пропозиции» сохранились в рабочей памяти, они начинают подчиняться оперативным принципам, которые имеют право устранять из рабочей памяти старые «пропозиции» и добавлять новые.

У теории умственной логики есть и противники, наиболее известным является британский ученый Филипп Джонсон-Лэрд, который приводит следующие аргументы против умственной логики:

Во-первых, эта теория плохо объясняет, почему люди ошибаются в своих логических умозаключениях. Сторонники умственной логики (например, М. Вертхаймер и его ученица Мери Хенли) объясняют ошибки теории заключения тем, что испытуемые неправильно интерпретируют посылки. Другими словами, если репрезентация создана, то субъекты автоматически правильно манипулируют с ней. Трудность же, по мнению М. Хенли, заключается в создании репрезентации. Однако Ф. Джонсон-Лэрд показывает такие случаи ошибок испытуемых, которые связаны с манипуляциями и репрезентациями.

Во-вторых, неясно, какой именно логикой пользуются люди. Современная наука выделяет большое количество различных логических систем. Кроме того, одна и та же логика может задаваться различными способами. Например, правила вывода могут упрощаться за счет введения большего числа аксиом.

В-третьих, очень трудно объяснить, каким образом умственная логика усваивается людьми. Ведь единственный известный способ - индуктивное научение уже предполагает наличие способности мыслить логически. Идея Джерри Фодора о том, что логика является врожденной, представляется Ф. Джонсону-Лэрду сомнительной.

В-четвертых, теория умственной логики не объясняет факта различной трудности задач, одинаковых по структуре, но различных по содержанию.

Темы: Мышление
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Формы мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Закономерности мышления
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Особенности мышления младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Методы активизации мышления
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Методы исследования мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Классификация вариантов нарушения мышления. Характеристика симптомов навязчивых идей по механизмам возникновения и по сочетанию с патологией других психических процессов
...
Нарушения и расстройства мышления: что относится, какие есть по форме
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Оставить комментарий