Никита Муравьев. Зародыш настоящего политического либерализма мы находим в самой программе Никиты Михайловича Муравьева (1796-1843). Как известно, существуют три дошедших до нас варианта проекта его конституции:
- текст, найденный в бумагах князя С. П. Трубецкого;
- текст, сохранившийся в портфеле И. М. Пущина, вероятно переписанный рукой К. Ф. Рылеева;
- текст, написанный рукой Н. М. Муравьева в Петропавловской крепости в процессе следствия.
Последний отражал более радикальную политическую позицию автора и является самой совершенной публикацией текста конституции Н. Муравьева.
В проекте конституции Северного общества выдвигается требование создания конституционной монархии и упразднения самодержавия. Конституционный проект выдвигает идею политического равенства граждан, предоставления им гражданских и политических прав. Несмотря на влияние, оказанное на автора проектом реформ М. Сперанского, французской Декларацией прав человека, школой естественного права и теорией общественного договора (Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) с их идеей народного суверенитета, неотчуждаемых прав человека, принципом разделения властей, проект конституции Муравьева — «не менее самостоятельное произведение, чем французские конституционные акты и проекты русских политических реформаторов»1. Он явился выражением современных передовых идей дворянской интеллигенции о творческом переустройстве политического режима власти и изменении социально-экономических условий в самодержавной России.
Проект конституции давал четкое и более полное представление о будущем государстве и его учреждениях, о методах управления, о порядке изменения конституции. По нему можно судить о правовой регламентации отношения «личность — собственность — государство» в случае установления власти декабристов. Сам автор проекта хорошо понимал всю сложность перехода от абсолютизма к конституционной монархии.
Еще в 1821 г. Муравьев, корректируя свои мысли о республике, допускал в России установление республиканского правления при условии, что в ней не окажется человека из царствующей династии, достойного политической власти. По-видимому, Александр I как сторонник либеральной конституции в обществе, где половина населения находилась в рабстве, пока еще внушал доверие части руководящего ядра Северного общества.
Проект конституции Муравьева по внутреннему содержанию был республиканским и во многом соответствовал основным принципам классического западноевропейского либерализма. Главные его составляющие: отмена крепостного права; освобождение крестьян с землей и имуществом (при успешном хозяйствовании предоставление права передавать их по наследству); полное гражданское равноправие; уничтожение сословных привилегий; создание единой налоговой системы; введение избирательного права (имущественный ценз для избирателей — 500 рублей серебром); отмена чинов и классов.
В проекте конституции предусматривалось равенство всех граждан, большое внимание уделялось свободе личности, ее неприкосновенности, свободе слова, собственности, печати, вероисповедания, свободному образу жизни. Однако собственность, имущественные привилегии определяли право на занятие должностей по государственной службе. Право на участие в общих делах государства имели только привилегированные группы, обладавшие огромным богатством. Это противоречило положению проекта, где отмечалось, что все сословия слились в одно общее — гражданство.
Приоритет крупных собственников над большей частью граждан, при отсутствии во власти среднего слоя, ставил под сомнение создание условий для гармоничного формирования отношений «личность — государство». Однако в целом это обстоятельство не могло умалить прогрессивного значения проекта конституции Н. Муравьева. Как отметила академик М. В. Нечкина, «конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы и, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должна быть признана прогрессивной для своего времени»1. Проект не был идеологическим документом всего Северного общества, ибо, в отличие от «Русской правды» Пестеля, не был обсужден и принят всей организацией. Однако его значение как программного варианта, как документа либеральнополитической мысли оформленного антикрепостнического, антиабсолютистского движения было огромно, а по ряду положений он дополнял программу Пестеля.
Павел Пестель
Конституционный проект Павла Ивановича Пестеля (1793-1826) «Русская правда» — огромный труд социально-политического содержания, созданный на базе десятилетней переработки обширной русской и западноевропейской философско-политической литературы. Он явился вершиной социально-философской и политической мысли своего времени. Его цель — немедленная реализация конституционных прав и свобод граждан после ликвидации самодержавия.
В «Русской правде» Пестель подверг резкой критике самодержавно-крепостнический режим и теоретически обосновал неизбежность его гибели. Главная задача временного революционного верховного правления — решительное «уничтожение рабства и крепостного состояния», ликвидация сословного строя и института самодержавия (с физическим уничтожением всего царствующего дома), осуществление земельной реформы и создание новой системы государственного управления. Временное верховное правление устанавливается после переворота и действует до установления республики.
Проект конституции Пестеля, провозглашая уничтожение крепостничества, требовал от дворянства «непременно, навеки отречься от гнусных преимуществ обладать другими людьми», ибо крепостное право «есть дело постыдное, противное человечеству». По Пестелю, важнейшее право каждого гражданина — его личная свобода. Независимо от имущественного ценза все мужчины, достигшие двадцати лет, получают гражданские права и право на участие в политической жизни. Личная свобода декларируется в «Русской правде» как «важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства». На ней «основано все сооружение государственного здания».
Важное значение в проекте программы Пестеля придавалось формированию института собственности. В соответствии с ним земля становится общественным достоянием. Чтобы сохранить ее от истощения, предоставляется право каждому иметь свой надел. Земля разделялась на две части: общественное владение без права купли-продажи (идет в общинный раздел) и частное, которое являлось частной собственностью с правом продавать и покупать (направлено на «производство изобилия»).
Для реализации своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Проект предусматривал передачу крестьянам половины всей обрабатываемой в государстве земли. Это значительно больше, чем спустя три десятилетия дала реформа 1861 г..
Осуществить проект, по Пестелю, можно было только с помощью конституционно устроенного государства. В переходный период должна была быть подготовлена конституция республики, в основе которой лежала бы идея народного суверенитета и принцип разделения властей.
Органом верховной законодательной власти в государстве являлось однопалатное народное Вече, состоящее из народных представителей. Высшая исполнительная власть — у Державной думы. Судебная или блюстительная власть — Верховный собор с пожизненно избранными представителями от губерний — осуществляет контроль над органами, ответственными за точное исполнение конституции в стране. Конституция должна обеспечить неприкосновенность частной собственности, свободу промышленности, торговли, печати, вероисповедания.
Главную разницу между единым и федеративным государством Пестель видел в том, что «право издавать законы, образовывать общественные учреждения и распоряжаться государственными делами находится в неразделимом государстве — в одной только верховной власти, а в федеративном государстве — разделяется между общей верховной властью и частными областными властями». Таким образом, конституционный проект «Русская правда», по существу, отражал дух преобразований в Европе и Америке, «заставляющий, — по выражению Пестеля, — везде умы клокотать».
То, что главной целью конституции являлось уничтожение самодержавия и крепостничества как «наипротивнейших человеческому существу состояний», установление свободы личности, неприкосновенность собственности, обеспечение прав и свобод гражданина, означало осуществление перехода к республиканскому строю путем вооруженного восстания и установления временной революционной диктатуры. Эта программа содержала радикальный компонент либерально-демократических требований, что свидетельствует о соответствии ее либеральным западноевропейским идеям борьбы с тиранией и либерально-демократических преобразований.
Не все декабристы разделяли такой радикальный взгляд на способы перехода к новой форме государственного устройства. Однако, несмотря на ряд совершенно радикальных положений (или как раз благодаря этому), конституционный проект Пестеля был важнейшей программой военной интеллектуальной элиты России в борьбе с феодально-абсолютистским режимом, обоснованием пути к гражданской, политической свободе через право на восстание. Это право, как известно, отражено и в концепциях основателей классического либерализма и успешно использовалось народами ряда стран Западной Европы. Россия, несмотря на поражение восстания, не была здесь исключением.