Русский либерализм как течение социально-философской и политической мысли представляет собой разновидность классической формы западноевропейского либерализма на русской почве. Его носителями были просвещенные слои русской дворянской интеллигенции (государственные и военные деятели, философы-просветители, историки). Их целью являлось социально-философское и политическое обоснование правовых границ произвола государственной власти в интересах защиты свободы личности и собственности. В зависимости от теоретического и практического решения проблемы отношения «личность — собственность — государство» как базовой «несущей конструкции» либерализма можно судить о степени принадлежности той или иной персоналии к либерализму.
С учетом различных исследовательских позиций можно классифицировать русский либерализм как течение русской либеральной мысли по временным и видовым признакам. Раннему периоду русского либерализма (конец XVIII — середина XIX в.) соответствовала зарождающаяся форма христианско-демократического либерализма (М. Сперанский) и демократического либерализма (И. Пнин, А. Куницын, Т. Грановский и др.); классическому (60-90-е гг. XIX в.) — либеральный консерватизм, консервативный («охранительный») либерализм (К. Кавелин, Б. Чичерин); постклассическому (конец XIX — начало XX в.) — новый, или социальный, либерализм (П. Струве, П. Новгородцев, С. Франк и др.) с его разновидностями (соборный, либерально-демократический, солидарно-институциональный).
Итак, возникнув на рубеже XVIII-XIX вв. под влиянием идей французских просветителей, русский либерализм, не имея, в отличие от Европы, своей социальной базы, был ограничен небольшим кругом просвещенных умов (включая «просвещенного монарха»), движимых идеями духовного сближения с западноевропейской культурой и цивилизацией. Впервые закладывалась интеллектуальная традиция уважения к свободе, к гражданским правам и правам личности, личной инициативе, свободомыслию и веротерпимости. Осмысливался вариант конституционного развития, самоограничения власти по воле самого монарха. Тема взаимоотношения личности, собственности, государства, в либеральной постановке проблемы, была вынесена на обсуждение общества русскими просветителями. Однако эта проблема в условиях крепостничества, дефицита правового сознания была еще весьма далека от возможности ее рассмотрения с позиции реального обеспечения правовой гарантии свобод личности.
Христианско-демократическая форма либерализма. Михаил Сперанский
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — русский философ, выдающийся государственный деятель, правовед-реформатор, выходец из семьи простого сельского священника Владимирской губернии, возведенный к концу своей жизни в графское достоинство.
После завершения своего образования в немецких университетах он получает должность секретаря генерал-прокурора князя Куракина, а затем, по протекции последнего, 25-летний магистр богословия в 1797 г. производится в титулярные советники. В 1808 г. Сперанский назначен товарищем министра юстиции и по указанию императора становится одним из главных разработчиков общего плана государственного реформирования России. Восходя на политический олимп, молодой реформатор, пользуясь покровительством Александра I, который не скрывал своих симпатий к политическим установлениям Наполеона I, идеям Ш. Монтескье, А. Смита, И. Бентама, был убежден, что ему удастся создать новый образ правления в России наподобие «ограниченной монархии» или «умеренной аристократии».
Понимая, что «всякое правление самовластное насильственно и никогда не может быть законным», в статье «О коренных законах государства» Сперанский четко ставит вопросы о том, какая сила могла бы «уравновесить или ограничить» самодержавную власть, каким образом коренные законы государства сделать неизменными, чтобы «никакая власть преступить их не могла», чтобы «сила монархии над ними единственно никакого действия не имела». Такой силой, по мнению реформатора, является народ. Именно он «имеет в самом себе достаточную силу уравновесить или ограничить силу правительства»; поэтому «коренные государственные законы должны быть творением народа» и полагать «пределы самодержавной воле».
Существо политических прав и свобод Сперанский определил как «подчинение всех и каждого законам», предоставление избирательного права, участие подданных в действиях законодательной и исполнительной власти.
В октябре 1809 г. план реформы в полном объеме был представлен императору. Политическая сущность его заключалась в том, что он ставил своей задачей создание правового государства путем эволюционных, постепенных преобразований, «через правильные законы», с либеральными принципами разделения властей, совмещения сословной иерархии со свободой личности, в рамках единого самодержавного строя.
План государственных преобразований Сперанского предполагал:
- уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы;
- освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо «крепостничество несовместимо с цивилизованной государственностью»;
- создание трех высших учреждений: 1) законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, 2) исполнительного министерства, власть которого должна быть ответственна перед властью законодательной, и 3) судебного, с высшим судебным органом — Сенатом.
В 1810 г. Сперанский назначается императором государственным секретарем созданного им Государственного совета. По замыслу реформатора, Государственный совет распространяет новые законы по всем отраслям управления, объединяя их деятельность, «сообщая им одинаковое направление». В нем, поясняет Сперанский во «Введении к уложению государственных законов», «все действия части законодательной, судебной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются». Государственный совет состоит частично из лиц, назначенных императором, а частично — избранных по избирательному праву. Он заседает под председательством монарха и обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются исключительно Государственной думой. В случае противопоставления закона, принятого Думой, воле императора он становится недействительным.
В 1811 г. Сперанский вносит в Государственный совет проект преобразования Сената в два особых учреждения: Сенат правительственный, где сосредоточены все правительственные дела, и Сенат судебный, размещенный по четырем кругам империи: Петербург, Москва, Киев и Казань. Состав судебного Сената назначается частично от короны, остальная часть выбирается от дворянства. Представители короны в этом праве выбора членов Сената дворянством усмотрели ограничение самодержавной власти, и, несмотря на утверждение этого проекта большинством членов Совета и государем, он был отправлен на доработку и затем отсрочен на неопределенное время. Вследствие этого Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, и, таким образом, реформа не коснулась третьей ветви власти.
Говоря о мерах, которые необходимо действительно принять, чтобы постепенно уничтожить рабство, утвердить права и свободы граждан и существенно изменить социально-политический строй России, в разделе «О разуме законов и правах подданных» Сперанский предлагает разделить народ России на три класса по степени различия в получении гражданских и политических свобод:
- дворянство;
- купечество, мещанство и прочие люди «среднего состояния»;
- народ рабочий.
Существо гражданских прав и свобод Сперанский рассматривал в двух аспектах: во-первых, никто не может быть наказан без суда, никто не обязан отправлять личную свободу по произволу, а только по закону, во-вторых, каждому подданному гарантирована законом безопасность лица и имущества (т. е. без суда никто не может быть лишен собственности, каждый обязан отправлять вещественную службу, платить налоги, нести повинности не иначе как по закону, а не по произволу другого).
В 1812 г. Сперанский стал жертвой политических интриг и клеветы со стороны окружения императора и консервативного дворянства, недовольного реформой. Обвинения реформатора в измене, в подрыве авторитета императора и правительства, в том, что он финансовыми мерами и «увеличением налогов старался расстроить государство», были достаточным основанием, чтобы отправить его в отставку, а затем и в ссылку.
В 1826 г. Сперанский был назначен Николаем I руководителем особого, II отделения Собственной канцелярии, где занимался кодификацией законов. В короткие сроки (1826-1830) было составлено и издано 45-томное «Полное собрание законов Российской империи». На основе систематизации и отбора пригодных к действию законов были сформулированы краткие статьи, вошедшие в 15-томный «Свод законов Российской империи», изданный в 1833 г. Кроме этого, был составлен свод военных постановлений (12 т.) и специальных местных законов и указов.
Таким образом, была приведена в порядок правовая база для правительственных учреждений, для настоящих и будущих законодателей. Оказалась верной мысль великого реформатора и о том, что «реформы не проводят в два-три года, а проводят десятилетиями и веками». Идеи Сперанского оказали огромное влияние на становление и развитие либерализма в России как течения политической мысли, они указали пути и способы постепенной либерализации самодержавной власти, создания правового государства и утверждения гражданских и политических свобод. Его идеи остаются актуальными и по сей день.