Открытое, слепое, двойное слепое исследование в клинической психологии

Важной задачей интервенционных исследований является обеспечение правильной оценки предполагаемых последствий изучаемого воздействия . Для этого, прежде всего, соблюдается принцип, согласно которому информация в сопоставляемых группах должна быть представлена в одинаковом объеме, что позволит избежать систематической ошибки, связанной с более полным обследованием какой-то отдельной группы. Кроме того, необходимо достаточно продолжительное наблюдение за всеми участниками исследования. Чаще всего для окончательных результатов интервенционных исследований требуются месяцы и годы наблюдений, что особо актуально в случае хронических заболеваний, а также анализа данных, связанных с изучением продолжительности жизни. Иногда предполагаемый период наблюдения может быть коротким, например ограничиваться сроками пребывания обследуемого в стационаре, как это бывает в случае изучения возможных ближайших осложнений лекарственной терапии, и тогда легко обеспечить достаточную полноту информации в анализируемых группах. Очевидно, трудности, связанные с динамическим наблюдением за каждым обследуемым, прямо пропорциональны длительности предполагаемого наблюдения. Методы, направленные на обеспечение высокого процента сбора информации в ходе динамического наблюдения за участниками интервенционных исследований, принципиально совпадают с таковыми, используемыми в проспективных когортных исследованиях.

Вероятность ошибки в оценке результатов интервенционного воздействия зачастую связана с тем, что осведомленность исследователя о предполагаемом положительном или отрицательном эффекте может повлиять на его склонность к обнаружению такого эффекта. Это особо актуально в тех случаях, когда оценка эффекта имеет субъективный характер. Так, если конечным пунктом интервенционного исследования является изучение влияния воздействия на смертность, можно ожидать минимального риска ошибки, связанной с субъективизмом, однако риск будет существенно выше, если результаты исследования предполагают оценку таких показателей, как жалобы больного, выраженность болевого синдрома, частота осложнений.

Минимизация указанной ошибки возможна в тех случаях, когда до полного окончания исследования его участники минимально осведомлены о степени подверженности каждого обследуемого изучаемому интервенционному воздействию, что получило наименование принципа простого слепого исследования (single-blind design). При двойном слепом исследовании (double-blind design) ни участники исследования, ни те исследователи, которые непосредственно отвечают за сбор информации о предполагаемом эффекте, не осведомлены о том, к какой группе в зависимости от интервенционного воздействия относится каждый отдельный испытуемый. В ряде случаев применяется и тройное слепое исследование (triple-blind design), при котором анализ результатов также осуществляется лицом, не осведомленным о том, к какой группе относится каждый отдельный участник исследования.

Возможность проведения слепого исследования зависит от того, в какой мере реально обеспечить внешнее сходство терапевтической программы и протокола последующего обследования всех участников. Вот почему во многих интервенционных исследованиях, прежде всего связанных с испытанием лекарственных средств, участники контрольной группы наблюдений получают плацебо. Проблема оценки конечного результата любой интервенционной программы связана с тем, что большинство участников склонно к некоторому оптимизму, независимо от истинного характера интервенционного вмешательства. Этот феномен получил название плацебо-эффект. Если в исследовании не используется плацебо-контроль, трудно с уверенностью сказать, являются ли субъективные данные, представляемые участниками, истинными, т. е. последствиями лечебного воздействия, отражают ли они обычное повышенное внимание к ним или же отражают уверенность пациентов в том, что лечение должно помочь. С другой стороны, при оценке побочных эффектов терапии плацебо-эффект может реализоваться со знаком «минус», когда пациенты, осведомленные о возможных побочных эффектах, будут склонны к активному поиску и обнаружению их у себя. Все указанные проблемы нивелируются при осуществлении двойного слепого исследования. Естественно, что такое исследование является более трудоемким. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность немедленного информирования («прозрения») исследователя, наблюдающего за испытуемым, в отношении того, к какой группе относится пациент, если у последнего возникают какие-то осложнения, серьезные заболевания, неотложные состояния, при которых необходимы точные сведения о характере проводимой терапии.

В ряде случаев представляется затруднительным осуществление двойного слепого исследования; это, прежде всего, относится к тем ситуациям, когда интервенционное воздействие предполагает изменение образа жизни, диеты, проведение специфических лечебных мероприятий, психотерапевтических вмешательств. В указанных случаях возможно проведение простого слепого (single-blind) или открытого (un-blind, open trial) исследований. В случае простого слепого метода о характере осуществляемого интервенционного вмешательства у каждого пациента осведомлен только исследователь; в случае открытого метода информация доступна как исследователю, так и испытуемому. Подобные подходы технически более доступны, однако сопряжены с рядом проблем научного свойства. Так, испытуемые, не вошедшие в основную группу, могут быть разочарованы указанным обстоятельством, что приводит к большей вероятности их отказа от последующего участия в исследовании. Осведомленность о проводимой терапии может индуцировать пациентов в отношении их субъективных оценок положительных и отрицательных эффектов. Вот почему в случае неизбежности простых слепых или открытых исследований необходимо стремиться к оценке результатов на основе четких объективных критериев. Персонал, осуществляющий обследование, не должен располагать точными сведениями о том, кто из пациентов подвергался интервенционному воздействию.

Темы: Исследования, Клиника
Источник: Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. — 328 с.
Материалы по теме
Методы и методики измерения в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Интервьюирование в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Наблюдение в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Надежность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Валидность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Ассоциации и причинно-следственные связи исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Корреляционные исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Систематическая ошибка исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Оставить комментарий