Основные функции детской субкультуры

Зачем нужна детская субкультура ребенку? Каково ее место в культуре взрослых, иными словами — в чем заключается ее социоэволюционный смысл для человечества? Эти вопросы являются ключевыми в социальной психологии детства.

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что, во-первых, она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников.

Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе (а порой и вместо!) с семьей берет на себя роли — обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств — детского правового быта, детского фольклора и игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию — половую принадлежность — ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Детская субкультура, во-вторых, предоставляет ребенку веер потенций для самореализации, экспериментальную площадку для опробывания себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства. В отличие от культуры взрослых, задающей путь развития ребенка — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и пр. детская субкультура задает целый веер различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, это означает, что детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию. Групповая психотерапия игрой, «сказкотерапия» — известный прием не только для детей, но и для взрослых. В то же время детский фольклор (например, страшилка — тренинг тревожности и боязни темноты, дразнилка — психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений и пр.) представляют собой не искусственно созданные, а естественные психотерапевтические средства, используемые детским сообществом на протяжении тысячелетий. В современной социальной ситуации развития, когда наблюдается катастрофический рост детских неврозов, психических заболеваний, отчуждения детей от взрослых и сверстников и духовного неблагополучия, — все это специалисты связывают, с сокращением и даже уничтожением физического пространства детских игр и общения (городских дворов и деревенских околиц), т.е. с невозможностью нормального функционирования детских сообществ для освоения всего богатства детской субкультуры. Степень погруженности ребенка в детскую субкультуру является порой своеобразным показателем его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура, в-четвертых, выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Подобно тому, как детский язык помогает отыскать общие лингвистические законы, а в детских играх находят чудом сохранившиеся исторические свидетельства глубокой древности, детский фольклор, детская сказка, прозвища и религиозные представления детей доносят до нас многообразные формы и оттенки человеческих отношений, этических норм, эстетических образцов различных эпох. Можно сказать: сказка, гибель которой предрекали выдающиеся ученые — сказковеды, живет и будет жить, благодаря существованию детской субкультуры. На примере сказки, как мы смогли убедиться, отчетливо проступает эволюционный смысл — особая миссия детской субкультуры в развитии культуры вообще: сохранить (а вдруг пригодится?) то, что забыто, выпало, утрачено в культуре человечества.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решениям проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития. и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры. В ситуации «культурного взрыва» переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения новых траекторий развития культуры. Библейская мудрость «Устами младенца глаголет истина» в наши дни перестает звучать чисто метафорически, дети не знают, что им открыта истина, они пророчествуют о судьбах мира в соответствии с парадоксом знания неведующих, незнающих. Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры. В этом ее духовная миссия, по выражению известного английского ученого У. Эмерсона, «Дети — вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего».

Ключевые слова: Субкультура, Дети
Источник: Абраменкова В.В., Социальная психология детства
Материалы по теме
Содержание детской субкультуры: краткое изложение
Абраменкова В.В., Социальная психология детства
Психосоматические расстройства у детей по МКБ-10: причины, виды, лечение
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Диагностика межличностных отношений дошкольников
...
Кусание ногтей у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Виды игр детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Если ребенок не хочет ложиться спать
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Почему подростки становятся неформалами?
Самостоятельное исследование
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий