Основные функции детской субкультуры

Зачем нужна детская субкультура ребенку? Каково ее место в культуре взрослых, иными словами — в чем заключается ее социоэволюционный смысл для человечества? Эти вопросы являются ключевыми в социальной психологии детства.

Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что, во-первых, она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных», это значит, что основная функция детской субкультуры — социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников.

Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе (а порой и вместо!) с семьей берет на себя роли — обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств — детского правового быта, детского фольклора и игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию — половую принадлежность — ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Детская субкультура, во-вторых, предоставляет ребенку веер потенций для самореализации, экспериментальную площадку для опробывания себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства. В отличие от культуры взрослых, задающей путь развития ребенка — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и пр. детская субкультура задает целый веер различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, это означает, что детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию. Групповая психотерапия игрой, «сказкотерапия» — известный прием не только для детей, но и для взрослых. В то же время детский фольклор (например, страшилка — тренинг тревожности и боязни темноты, дразнилка — психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений и пр.) представляют собой не искусственно созданные, а естественные психотерапевтические средства, используемые детским сообществом на протяжении тысячелетий. В современной социальной ситуации развития, когда наблюдается катастрофический рост детских неврозов, психических заболеваний, отчуждения детей от взрослых и сверстников и духовного неблагополучия, — все это специалисты связывают, с сокращением и даже уничтожением физического пространства детских игр и общения (городских дворов и деревенских околиц), т.е. с невозможностью нормального функционирования детских сообществ для освоения всего богатства детской субкультуры. Степень погруженности ребенка в детскую субкультуру является порой своеобразным показателем его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура, в-четвертых, выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Подобно тому, как детский язык помогает отыскать общие лингвистические законы, а в детских играх находят чудом сохранившиеся исторические свидетельства глубокой древности, детский фольклор, детская сказка, прозвища и религиозные представления детей доносят до нас многообразные формы и оттенки человеческих отношений, этических норм, эстетических образцов различных эпох. Можно сказать: сказка, гибель которой предрекали выдающиеся ученые — сказковеды, живет и будет жить, благодаря существованию детской субкультуры. На примере сказки, как мы смогли убедиться, отчетливо проступает эволюционный смысл — особая миссия детской субкультуры в развитии культуры вообще: сохранить (а вдруг пригодится?) то, что забыто, выпало, утрачено в культуре человечества.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решениям проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития. и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры. В ситуации «культурного взрыва» переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения новых траекторий развития культуры. Библейская мудрость «Устами младенца глаголет истина» в наши дни перестает звучать чисто метафорически, дети не знают, что им открыта истина, они пророчествуют о судьбах мира в соответствии с парадоксом знания неведующих, незнающих. Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры. В этом ее духовная миссия, по выражению известного английского ученого У. Эмерсона, «Дети — вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего».

Источник: 
Абраменкова В.В., Социальная психология детства