Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

  • социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития):
  • Целенаправленность (сознательно выбранные цели);
  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
  • субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. (Речь идет не о той деятельности, которой более всего занят индивид.) Это тот вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности. Так, например, в рамках трех основных видов ведущим видом деятельности может быть игра (для дошкольника), учение (для школьника), труд (для более зрелого возраста).

Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок».

Поступок - это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом.

Поведение - внешнее проявление психической деятельности. (Например, это поза во время разговора с деловым партнером, серия асоциальных поступков.) В отличие от деятельности поведение человека не обязательно совершается целенаправленно и может не преследовать конкретных целей, например, создания конечного продукта. Поведение может быть спонтанным и хаотичным. Деятельность же всегда имеет организационные рамки, план.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Общение как деятельность
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Состояние психологической готовности к деятельности
...
Биомеханика и физиология движений
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Психологические источники и регуляторы деятельности
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Учитель как субъект педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Средства игровой деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Единство общения и деятельности
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Деятельностная теория
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий