Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

  • социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития):
  • Целенаправленность (сознательно выбранные цели);
  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
  • субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. (Речь идет не о той деятельности, которой более всего занят индивид.) Это тот вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности. Так, например, в рамках трех основных видов ведущим видом деятельности может быть игра (для дошкольника), учение (для школьника), труд (для более зрелого возраста).

Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок».

Поступок - это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом.

Поведение - внешнее проявление психической деятельности. (Например, это поза во время разговора с деловым партнером, серия асоциальных поступков.) В отличие от деятельности поведение человека не обязательно совершается целенаправленно и может не преследовать конкретных целей, например, создания конечного продукта. Поведение может быть спонтанным и хаотичным. Деятельность же всегда имеет организационные рамки, план.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Стиль деятельности и ее эффективность
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Определение деятельности как базовой категории психологии
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Принцип единства сознания и деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий