Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

  • социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития):
  • Целенаправленность (сознательно выбранные цели);
  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
  • субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. (Речь идет не о той деятельности, которой более всего занят индивид.) Это тот вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности. Так, например, в рамках трех основных видов ведущим видом деятельности может быть игра (для дошкольника), учение (для школьника), труд (для более зрелого возраста).

Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок».

Поступок - это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом.

Поведение - внешнее проявление психической деятельности. (Например, это поза во время разговора с деловым партнером, серия асоциальных поступков.) В отличие от деятельности поведение человека не обязательно совершается целенаправленно и может не преследовать конкретных целей, например, создания конечного продукта. Поведение может быть спонтанным и хаотичным. Деятельность же всегда имеет организационные рамки, план.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Соотношение внешней и внутренней форм деятельности
...
Типы творцов и стили творческой деятельности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Эффективность групповой деятельности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Говорение как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория деятельности Рубинштейна — Леонтьева
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Виды деятельности и ее развитие
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Виды стилей деятельности
...
Саморегуляция психической деятельности
Судакова К.В., Системные аспекты психической деятельности
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий