Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе стали глубинные бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Основные положения психоанализа:

  1. понимание психического развития как мотивационного, личностного;
  2. рассмотрение развития как адаптации к среде, хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
  3. движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);
  4. основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Основные теории глубинной психологии

3игмундт Фрейд
Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду. Ид, Эго и Супер-Эго. Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.

Карл Юнг
Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы. Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра- интотровертности и одной из психических функций.

Альфред Адлер
Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству. Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенное на форме компенсации и чувства общности. Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая.

Карен Хорни
Чувства коренной тревоги (физиологической и психологической). «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе. Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия).

Г. Салливан
Чувство беспокойства, тревоги. «Я - концепция», состоящее из хорошего «Я», плохого «Я» и «не - Я». Избирательное внимание.

Эрих Фромм
Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей — быть или иметь. Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э. Эриксон
Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.). Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом И Т.Д.).

Ключевые слова: Наука
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Развитие педологии как науки
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Для чего и как изучают историю
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Научно-технический потенциал страны, его роль
...
Теория каузальной атрибуции
Абдурахманов Р.А., История психологии
Психологическая мысль Нового времени
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Определение предмета психологии
Штейнмец А.Э., Общая психология
Зарождение и развитие ассоциативной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Направления и отрасли психологии
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий