Психология зародилась более 2 тыс. лет назад как учение о человеческой душе. Первоначально она развивалась в рамках философских учений Платона, Демокрита, Лукреция, Эпикура, Аристотеля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. до н.э.) выделил психологию как своеобразную область знаний и высказал идею о неразделимости души и тела. Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» - душа, <.dogosy> - учение, наука. Впервые был введен в научный оборот в XYI веке в западноевропейских научных трактатах.
Окончательно как самостоятельная отрасль знаний психология сформировалась лишь к середине ХГХ века. В своём развитии прошла целый ряд этапов: от учения о душе до науки, изучающей объективные закономерности проявления и функционирования психики.
В XIX веке было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и закономерности. Это создало почву для самоопределения психологии, отделения ее как от физиологии, так и от философии. Одновременно сложилось несколько направлений ее развития, которые по-разному определяли предмет, метод и задачи психологии.
Значительный вклад в утверждение психологии как науки внес немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Назвав новую дисциплину «физиологической психологией», он, наряду с разработкой и обобщением ее теоретических основ, занимался прикладными вопросами. В 1879 г. в Лейпциге им была организована первая международная лаборатория экспериментальной психологи, впоследствии - первый специальный психологический институт. В 1881 году стал издавать первый психологический журнал «Психологические исследования».
В школе В. Вундта прошли обучение 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 представителя России, 2 - Франции. В. Вундт впервые выделил предмет психологии как самостоятельной науки, ее процедуры и методы.
Значительный вклад в развитие и становление психологии как науки внесли также: М. Майер, К. Коффка, Г. Эббингауз, Ф. Бретано, Ф. Галь-тон, И. Рибо, Д. Дьюи, Д. Веланский, Н. Ланге, П. Любовский, А. Галич, О. Новицкий, А.А. Герцен (сын А. И. Герцена), В. Одоевский, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, И. Сеченов, К. Ушинский, М. Троицкий, И. Сикорский, И. Тарханов, К. Кавелин, А. Гервер, А. Токарский, Г. Челпанов, Н. Грот, В. Кандинский, М. Владеславлев, П. Кова-Яевский, П. Лесгафт, В. Чиж, В. Бехтерев и др. За каждой из этих фамилий СТОИТ своя школа, свое направление исследовательской деятельности в психологи.
Психология как наука формировалась в течение тысячелетий и поэтому процесс ее становления носит далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических отношений до процесса развития собственно психологического знания.
На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более сотни научных отраслей. Она:
«и очень старая, и совсем молодая наука, ... имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем»
С.Л. Рубинштейн
Любая отрасль познания становится самостоятельной отраслью научного познания, когда определяются объект, предмет исследования, формируется свой категорийный аппарат, формулируются законы и закономерности, используются соответствующие методы исследования.
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
- изучение качественного и структурного своеобразия психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение;
- анализ психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизнедеятельности людей;
- исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
- планомерное внедрение научных знаний и представлений психологической науки в практику жизнедеятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
Цель изучения психологии - научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.
Современная психология представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Представьте себе могучий ствол, от которого отходят ветви. Ствол - это общая психология, которая изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. Общая психология - фундамент всех остальных ее отраслей.
- Социальная психология интересуется закономерностями группового поведения и совместной деятельности людей.
- Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания.
- Возрастная психология изучает закономерности психического разит ия личности от рождения до старости.
- Психология труда увязывает психические процессы и свойства Точности в единый проблемный узел с предметами и орудиями труда.
- Инженерная психология проектирует процессы информационного В ишмодействиятехнических средств и систем с человеком-оператором.
- Психология управления выявляет психологические особенности управленческой деятельности.
- Психология аномальных явлений (парапсихология) занимается изучением психических процессов, состояний и свойств объектов, не объяснимых с точки зрения известных законов и принципов.
- Психология семьи и брака нацелена на выявление условии благоприятного развития внутрисемейных взаимоотношений.
- Психолингвистика изучает обусловленность речи и ее восприятие структурой соответствующего языка.
- Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.
- Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества.
- Медицинская психология занимается психологическими аспектами гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.
- Психология искусства изучает свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей.
- Психология спорта исследует закономерности психики в процессе соревновательной и тренировочной спортивной деятельности.
- Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.
- Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.
- Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.
Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. Как никогда актуальны ныне слова Л.С. Выготского о том, что сегодня под словом психология «скрывается много психологий».
Научное познание как процесс реализуется через методологию, общую теорию и практику. Методология психологии - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека. Методология - неотъемлемая часть любой науки. Без методологии наука не имеет самостоятельного статуса.
В психологии методология связана с мировоззрением, выполняет функцию общей системы объяснительных принципов и оказывает влияние как на стратегии исследований, так и на интерпретацию полученных результатов.
Отечественная психология в качестве основных выделяет следующие методологические принципы:
- Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира, обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности.
- Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений.
- Принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.
- Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой.
- Личностный принцип требует анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Методологией современной психологии является диалектико-мате-риалистический метод познания психики, опирающийся на объективные законы, существующие независимо от нашей воли и сознания.
Общая теория психологии - это комплекс взглядов, представлений, идей, понятий и категорий, позволяющих истолковать и объяснить психические явления. Это общая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях психики. Соотношение методологии и теории таково: теория представляет собой результат процесса познания, а методология - способ достижения и построения этого знания.
Метод - способ решения психологической задачи или непротиворечивая совокупность приемов и операций изучения психических явлений.
Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят следующие.
- Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.
- Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
- Тестирование - метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Психология как наука решает не только теоретические задачи, но и выполняет важнейшую познавательную и прикладную функции.
В современных условиях психологическое знание позволяет человеку лучше познать самого себя, облегчает взаимопонимание, способствует эффективному общению, повышает качество обучения и воспитания, облегчает правильный выбор профессии, укрепляет семейные отношения, позволяет более эффективно осуществлять все виды жизнедеятельности.