Виды и типовые задачи психологического исследования

Психологическое исследование - это настоящий научно-производственный процесс движения к цели познания через решение текущих задач. В зависимости от целей и задач различают три вида исследований.

  • Поисковое исследование. Это своеобразная «разведка боем». Оно проводится в самом начале научного познания объекта. Цель его - получение начальной информации для формирования общих представлений о путях дальнейших действий. Задачи: классификация изучаемых объектов, выявление их важнейших свойств и характеристик, возможных границ наблюдения и др.
  • Структурное исследование. Цель - дальнейшее сужение круга изучаемых вопросов, концентрация усилий на важнейших моментах. Задача: выявление взаимосвязей между структурными элементами (процессами, явлениями, компонентами) изучаемого объекта и его связей с внешней средой на уровне корреляционных связей без глубокого обоснования причинно-следственных отношений.
  • Эксперимент - полное погружение в сущность изучаемого объекта. Цель - выявление причинно-следственных связей, запускающих механизмы функционирования изучаемого объекта.

Перечислить все задачи психологического исследования не представляется возможным. Чаще всего психологам приходится решать задачи, направленные на:

  • получение в компактном виде сжатой, но достоверной информации по совокупности психологических характеристик индивида или группы;
  • сравнение между собой нескольких психологических объектов с последующим решением об их различии или идентичности;
  • изучение динамики психологических объектов;
  • выявление причинно-следственных отношений между психологическими явлениями и процессами.
Ключевые слова: Наука
Материалы по теме
Место педагогики в системе наук
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Методологические принципы современной психологии
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Развитие психологии в конце XIX - начале XX века
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Предмет и объект психологии
Константинов В.В., Методологические основы психологии
Определение психологии, ее цели и задачи
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Детство как предмет науки
Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт,...
Предмет и структура социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий