Психология — наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.
Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.
Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.
Содержание и динамическая характеристика отношений человека коренится в мотивах, потребностях, целях, к которым он стремится, а также в свойствах темперамента, характера и способностей.
Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание — превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.
В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность — мера человека — его творческий потенциал.
Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод — способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.
В психологии разработаны методы изучения психических фактов и феноменов. К ним относятся:
- наблюдение,
- самонаблюдение,
- эксперимент (лабораторный, естественный и экспериментально-генетический),
- метод экспертных оценок,
- анкетирования,
- интервью,
- тестов и т.п.
Главное требование к методам научного исследования в психологии: давать вероятностные знания, вести к объективному отражению психических фактов и феноменов оптимальным путем — в соответствии с законом оптимальности. Те же требования касаются и методов практической деятельности человека — они призваны гармонизировать его психику, действия, деятельность и творчество — с минимальными затратами энергии, времени и труда.
Выполнение этих требований предполагает методичность — последовательность и организованность действий на основе одного метода или системы методов в познании, обучении, трудовой деятельности. Поэтому методичность является необходимым условием и системообразующим фактором оптимизации человеческой деятельности.
Общая психология — одна из наук о человеке. Предмет ее изучения — сложнейшая сфера жизнедеятельности человека — психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она — способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.
Психическая активность человека направлена на разные предметы. Удовлетворяя материальные (органические) и духовные потребности, человек ищет и получает из окружающей природной и социальной среды необходимые источники существования, приобретает знания, планирует свои действия, определяет способы и пути их осуществления, напрягает свои силы, чтобы достичь поставленную цель, переживает успехи и неудачи.
Все это — психическая активность человека, предмет изучения психологии.
Предмет психологии — закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.
Круг явлений, которые изучает психология, у каждого человека проявляется четко и выразительно — это чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды и т. п., все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, данной нам непосредственно и принадлежащей нам.
Психическое явление — собственность человека.
Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды так или иначе связаны с тем, что находится во внешнем мире, что отражено человеком. Отражение — духовное богатство, которое связывает человека с культурой человечества и ноосферой.
Психическое — отражение взаимодействия со средой обитания, действительностью. Человек, отражая действительность, сам является частью этой действительности. В состав отражения входит и отражение самого себя, которое человек переживает в форме чувствования себя. Вот почему психические явления выступают как процессы, свойства конкретного мира человека; поскольку в их составе содержится то, что ему особенно близко и ценно.
Психическое — субъективное отражение.
Субъективность как свойство отражения налагает отпечаток на отношение человека к своему окружению. Это отражение определяется личными взглядами, интересами, вкусами и т.п., что и свидетельствует об отличии человека от других людей, его неповторимости. Чрезмерная субъективность в отражении ведет к ошибочным взглядам, позициям, оценкам и суждениям, что повышает вероятность ошибок в действиях и деятельности.
Психическое явление — регулятор взаимодействия с факторами внешней среды.
Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и убеждения так или иначе связаны с тем, что расположено вне человека, что он отражает.
Пользуясь содержанием отражения как регулятором действий и деятельности, человек имеет возможность стабилизировать их параметры, поддерживать оптимум функционирования, направлять свою деятельность в соответствии с определенной программой, то есть воплощать свои субъективные достижения в материальные конструкции.
Психическое явление может развиваться по содержанию, глубине и регулирующей силе отражения, упорядоченности действий и деятельности человека.
В психическом, как регуляторе действий и деятельности, таится огромный потенциал развития механизмов психики: отражения, проектирования и воплощения. Ведь человек не только отражает, но преобразует окружение в новые формы, строит их согласно законам гармонии, а это, в свою очередь, способствует улучшению его жизни и деятельности.