Научная картина мира в философии: что это такое

Научная картина мира — «целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе её исторического развития»262. Уточняя данное определение, российские философы В. С. Стёпин и Л. Ф. Кузнецова подчеркнули недопустимость отождествления философских оснований науки, т. е. тех принципов, которые «целенаправляют» процесс синтеза важнейших научных достижений и обосновывают полученный результат, и научной картины мира как таковой. Последняя «может быть рассмотрена как форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования соответственно определённому историческому этапу развития науки, форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска».

Картина мира — особый тип научно-теоретического знания. Как указывал академик В. С. Стёпин, водоразделом между научной картиной мира и научной теорией являются:

  1. степень общности (на одну картину мира могут опираться несколько научных теорий, включая фундаментальные);
  2. идеальные объекты, или образующие их абстракции (механическая картина мира — «неделимая корпускула», «тело», «абсолютное пространство», «абсолютное время» и др., механика Ньютона в изложении Эйлера — «материальная точка», «сила», «инерциальная пространственно-временная система отсчёта».

Также «идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус. Вне картины мира теория не может быть построена в завершённой форме».

В современной науке различают три уровня систематизации научных знаний и, соответственно, три типа научных картин:

  1. общенаучная, которая выступает как целостный образ мира, отражающий представления о Вселенной, живой природе, обществе и человеке;
  2. естественнонаучная и социальная, они являются концентрированным выражением, соответственно, естествознания и социально-гуманитарных наук;
  3. специальные (дисциплинарные онтологии), основанные на специфике предметных областей, изучаемых в рамках отдельных наук представления о предметных областях отдельных наук.

Для обозначения дисциплинарных онтологий наряду с категориями «физическая картина», «мир физики» и их аналогами в области химии, биологии и т. п. применяется термин и «картина исследуемой реальности». При этом важно иметь в виду, что несмотря на исторически сложившееся лидерство физической картины мира, подобные ей аналоги формируются в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания.

Подчеркнём и тот факт, что каждый из трёх типов научной картины мира на любом этапе функционирования науки тесно взаимосвязан с философией и мировоззрением. Революционные изменения и эволюционные модификации научных картин мира прямо или косвенно затрагивают социум. Если в XVII веке, в эпоху рождения естествознания, механическая картина мира была универсальной (и физической, и естественнонаучной, и общенаучной), на рубеже XVIII-XIX вв. с появлением дисциплинарно организованной науки возник широкий спектр специальных научных картин, а в XIX — 1-я пол. XX вв. задачей номер один стало формирование общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук, то все эти новые вехи эволюции, пусть и с некоторой задержкой в силу социальной инерции и «естественной» борьбы со старыми устоями, находили отражение в системе образования и, как следствие, в развитии интеллектуальных способностей человека.

Со второй половины XX века общенаучная картина мира развивается на платформе универсального (глобального) эволюционизма, объединившей принципы эволюции и системный подход. В целом она характеризуется выявлением генетических связей между тремя (неорганическим, органическим, социальным) мирами, сглаживанием крайностей и поиском компромисса между сциентизмом и антисциентизмом, естественнонаучной и социальной картинами мира, а также усилением интегративных связей дисциплинарных онтологий, которые всё более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.

Решение сверхсложной и сверхважной задачи, связанной с установлением и поддержанием баланса между тремя мирами (неживая природа, живая природа, человек), невозможно без качественных изменений в сознании человека — как индивидуальном, так и массовом, общественном. Отчасти этим уже занимаются учёные, стремящиеся в популярной форме донести передовые научные знания до широкой общественности и тем самым сделать наш мир лучше.

Одним из выдающихся землян нашего времени, небезразличных к судьбе человечества, был английский физик-теоретик, космолог и писатель Стивен Уильям Хокинг (1942-2018), оставивший потомкам не только научные труды, но и книги для широкой читательской аудитории. В одну из них под названием «Теория всего» он включил семь научно-популярных лекций, охватывающих широкий спектр тем и представлений о Вселенной — от постулата о том, что Земля имеет форму шара, до теории о расширении Вселенной, основанной на современных наблюдениях.

Три следующих отрывка из неё, как представляется, помогут не только уловить суть научной картины мира, но и привлечь внимание к позиции автора в отношении идеи Божественного происхождения мироздания:

«В те времена, когда большинство людей верили в стационарную и неизменную Вселенную, вопрос о том, имеет ли она начало, относился к области метафизики или теологии. Каждый мог объяснять наблюдаемые явления по-своему. Кто-то верил, что Вселенная существует вечно, другие полагали, что она была приведена в движение в определённый момент времени, причём таким образом, что создаётся впечатление, будто она существовала всегда. Но в 1929 г. Эдвин Хаббл совершил революционное открытие, обнаружив, что в каком бы направлении мы ни посмотрели, далёкие звезды стремительно удаляются от нас. Другими словами, Вселенная расширяется. Это означает, что в прошлом небесные тела находились ближе друг к другу. На самом деле складывалось впечатление, что примерно 10-20 млрд лет назад все они находились в одной точке пространства.

Это открытие окончательно перевело вопрос о зарождении Вселенной в сферу науки. Наблюдения Хаббла свидетельствовали о том, что был момент, называемый Большим взрывом, когда Вселенная была бесконечно мала и, значит, не могла повлиять на то, что происходит в настоящее время. А тем, что не имеет никаких наблюдательных последствий, можно пренебречь.

Можно сказать, что время началось в момент Большого взрыва — то есть мы не можем определить, что было до него. Необходимо подчеркнуть, что этот момент начала времени существенно отличается от всего, что рассматривалось прежде. В неизменной Вселенной начало времени — это нечто, что должно быть установлено извне. Нет никакой физической необходимости существования такого начала. Можно представить, что Бог сотворил Вселенную практически в любой момент времени в прошлом. С другой стороны, если Вселенная расширяется, то могут быть физические причины существования момента начала. Кто-то может по-прежнему верить, что Бог создал Вселенную в момент Большого взрыва. Он даже мог создать её позднее, но таким образом, чтобы казалось, будто произошёл Большой взрыв. Однако бессмысленно было бы предполагать, что Вселенная создана до Большого взрыва. Расширяющаяся Вселенная не исключает возможность существования Творца, но накладывает ограничения на время, когда он мог выполнять свою работу...

Открытие расширения Вселенной — одна из величайших интеллектуальных революций XX века. Когда знаешь об этом, кажется удивительным, что никто не догадался об этом раньше. Ньютон и другие мыслители должны были понять, что стационарная Вселенная вскоре начала бы сжиматься под действием гравитации. Но представьте, что Вселенная не стационарна, а расширяется. Если бы она расширялась достаточно медленно, со временем сила гравитации положила бы конец расширению, и Вселенная начала бы сжиматься. Однако если она расширялась бы со скоростью, превышающей некоторое критическое значение, силы гравитации никогда бы не стали настолько велики, чтобы остановить это расширение, и Вселенная продолжала бы расширяться вечно. Это напоминает запуск ракеты с поверхности Земли. Если скорость ракеты достаточно низкая, в определённый момент под действием гравитации ракета остановится и начнёт падать обратно. С другой стороны, если ее скорость превышает некоторое критическое значение (приблизительно 11,2 км/с), сила притяжения не сможет «вернуть» ракету на Землю, и она будет удаляться от нашей планеты.

Такое поведение Вселенной можно было предсказать на основе ньютоновской теории гравитации в XIX или XVIII столетиях и даже в конце XVII века. Но вера в стационарность Вселенной была столь сильна, что эта концепция просуществовала до начала XX века. Даже Эйнштейн, когда сформулировал общую теорию относительности в 1915 г., был уверен в том, что Вселенная должна быть стационарной. Поэтому он модифицировал свою теорию, введя в уравнения так называемую космологическую постоянную. Это была новая сила “антигравитации”, которая, в отличие от других сил, не имела конкретного источника, но была встроена в саму ткань пространства-времени. Эта космологическая постоянная наделяла пространство-время внутренней тенденцией к расширению и позволяла уравновесить взаимное притяжение всей материи во Вселенной и сделать возможным существование стационарной Вселенной.

По-видимому, в те времена лишь один человек был готов принять общую теорию относительности за чистую монету. Пока Эйнштейн и другие физики искали способы обойти предсказание общей теории относительности о нестационарности Вселенной, русский физик Александр Фридман занялся объяснением этого предсказания..

Несмотря на то, что модель Фридмана была удачной и позволила предсказать результаты наблюдений Хаббла, работа Фридмана долгое время оставалась почти неизвестной на Западе. О ней узнали лишь после того, как в 1935 г. подобные модели были разработаны американским физиком Говардом Робертсоном и английским математиком Артуром Уолкером для объяснения равномерного расширения Вселенной, открытого Хабблом.

Фридман предложил только одну модель, однако на основе двух его фундаментальных предположений можно построить три разных вида моделей. В первой модели ... Вселенная расширяется достаточно медленно, так что гравитационное притяжение между галактиками замедляет его, а со временем приводит и к его прекращению. Затем галактики начинают двигаться по направлению друг к другу, и Вселенная сжимается. Сначала расстояние между двумя соседними галактиками равно нулю, затем оно увеличивается до некоторого максимального значения, а потом снова уменьшается до нуля.

Во втором решении Вселенная расширяется настолько быстро, что гравитационное притяжение никогда не сможет его остановить, хотя и немного замедляет его. В этой модели расстояние между соседними галактиками сначала равно нулю, а в конечном итоге они разбегаются с постоянной скоростью.

Наконец, существует третье решение, в котором скорость расширения Вселенной достаточна лишь для того, чтобы предотвратить обратное сжатие. В этом случае расстояние между галактиками сначала равно нулю, и оно постоянно растёт. Однако скорость разбегания галактик все время уменьшается, но никогда не достигает нуля.

Замечательной особенностью первой модели Фридмана была идея о том, что Вселенная не бесконечна в пространстве, но пространство не имеет границ. Гравитация настолько сильна, что пространство искривляется, замыкаясь само на себя наподобие поверхности Земли. Путешествуя по поверхности Земли в определённом направлении, человек никогда не встретит непреодолимого препятствия и не упадёт за край, но в конечном итоге вернётся в исходную точку... Идея путешествия вокруг Вселенной с возвращением в исходную точку хороша для научной фантастики, но не имеет практической ценности... Чтобы вернуться в исходную точку до того, как Вселенная перестанет существовать, необходимо двигаться быстрее света, а это невозможно.

Так какая из моделей Фридмана описывает нашу Вселенную? Прекратит ли Вселенная расширяться и начнёт сжиматься, или она будет расширяться вечно? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо знать скорость расширения Вселенной и её среднюю плотность в настоящее время».

Ключевые слова: Картина мира, Наука
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Физиологическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Философская картина мира: что это такое, ее основы и понятией
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Система педагогических наук
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Общая характеристика глубинной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Основные принципы психологической науки
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий