Невротические расстройства сна у детей

Нарушения сна являются частым клиническим признаком различных нервно-психических и соматических заболеваний. Они могут быть одним из признаков другой болезни как органического, так и неорганического (психогенного) происхождения.

Согласно современным воззрениям, нарушения сна необходимо рассматривать в комплексе сон—бодрствование. В этом плане следует различать инсомнию (син.: бессонница, диссомния, асомния) — расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением; гиперсомнию — патологическую сонливость и парасомнию — различные феномены (необычные состояния), тесно связанные со сном либо неполным пробуждением. Все эти три разновидности нарушений сна могут быть обусловлены как органическими, так и психогенными расстройствами, а также входят в структуру различных неврозоподобных состояний.

Гиперсомнии также могут встречаться при общих и системных неврозах, быть приступообразными, например истерическая (летаргическая) спячка, или постоянными (перманентными). Однако психогенные гиперсомнии встречаются относительно редко и являются одним из проявлений конкретной клинической формы невроза.

Инсомнии весьма разнообразны по причине возникновения, а паросомнии — по характеру их внешних проявлений. Подробная их классификация представлена А. М. Вейном и К. Хехтом в монографии «Сон человека. Физиология и патология» (1989).

Рассматривая психогенно обусловленные инсомнии и парасомнии, следует выделить два их варианта: возникающие на фоне общего или системного невроза, тогда они — одно из его проявлений, а не отдельная форма болезни; и являющиеся одним из ведущих или единственным проявлением системного невроза, тогда их следует считать основной болезнью. В последующем можно было бы в группе системных неврозов выделить две их разновидности по времени проявления — дневные и ночные. Хотя такой классификации неврозов не существует, но по логике мышления она могла бы быть вполне допустимой.

Различные виды нарушений сна и бодрствования в детском возрасте, в том числе при неврозах, подробно изучал А. Ц. Гольбин, что представлено в его монографии «Патологический сон у детей» (1979). На основании обследования 64 больных в возрасте 3 — 14 лет, страдающих истерией, неврастенией и неврозом навязчивых состояний, А. Ц. Гольбин и А. И. Захаров выявили своеобразные нарушения сна и бодрствования у этих больных.  

Нарушение засыпания может сопровождаться недостаточной глубиной сна с частым пробуждением. Последние обычно непродолжительные, но иногда достигают нескольких часов. В это время ребенок обычно ведет себя спокойно, особенно если в этой же комнате спят родители, или зовет их просто посидеть рядом, поиграть, рассказать сказку, спеть песенку или сам себе что-то тихо напевает.

Нарушение засыпания с частыми пробуждениями обычно встречается при неврозах и невротических реакциях. Как изолированное невротическое расстройство сна оно может быть лишь в самом начале, когда на этом фоне наступает конкретная или недифференцированная форма невроза.

Характеризуя инсомнию в целом, следует обратить внимание на следующую ее особенность. Сам термин «инсомния» в дословном переводе означает «бессонница» (от лат. in — приставка, указывающая на отрицание чего-то, в русском языке соответствует приставками «без», «не» + лат. somnus — сон). Иногда родители жалуются врачу, что их ребенок вообще не спит в течение всей ночи. Еще чаще встречаются жалобы взрослых на отсутствие сна. Все это не вызывало сомнений и возражений в прошлом, а тем более при наличии медицинского термина «бессонница».

Однако в последние несколько десятилетий появились новые методы изучения сна, позволяющие объективизировать этот физиологический процесс, состоящий из меняющихся циклов фазы медленного (состоит из 4 стадий) и фазы быстрого (парадоксального) сна. При детальном обследовании больных, жалующихся на бессонницу (отсутствие сна), было установлено, что на самом деле они спят, но менее продолжительное время (не менее 5 часов), а их сон по качеству (определен соответствующими объективными физиологическими параметрами) был существенно изменен. Этот вопрос был детально изучен А. М. Вейном и описан им в многочисленных научных и научно-популярных изданиях. В уже упомянутой книге А. М. Вейн и К. Хехт по этому поводу пишут следующее: «Представление о существовании бессонницы, возникшее из легенд, сказок, романов, поддерживается и появляющимися в печати сенсационными сообщениями о людях, длительное время живущих без сна и сохраняющих при этом здоровье, а иногда и развивающих особые, в частности, математические способности. Однако в научной литературе подтверждения этим сообщениям нет... Несомненно, существуют коротко- и долгоспящие люди среди здоровых лиц, но нет людей вообще не спящих. Речь, конечно, не идет об острых стрессовых ситуациях, которые могут лишить сна на короткое время... Сон является одной из основных потребностей человека. Его мозговые механизмы достаточно надежны. В условиях патологии они, несомненно, нарушаются, сон видоизменяется, но никогда не исчезает полностью».

Следовательно, при жалобах на бессонницу (инсомнию) речь фактически идет о псевдоинсомнии, о грубом расхождении между субъективной и объективной оценками сна. На основании этих данных А. М. Вейн и К. Хехт пишут о том, что сам термин «бессонница» является серьезной неточностью, он не соответствует современ^ ным представлениям науки о сне и его следует изъять из медицинской терминологии с учетом неправильной информации и по деон-тологическим соображениям. В настоящее время, по нашему мнению, в медицинском понимании слова «бессонница» лучше иметь в виду «не жизнь без сна, а жизнь с нарушением сна или его недостаточностью».

В отношении парасомний, как различных феноменов в сне, А. М. Вейн и К. Хехт выделяют различные их виды: 
1. Двигательные:

  • сомнамбулизм (снохождение);
  • сноговорение (говорение во сне);
  • бруксизм (скрежетание зубами во сне);
  • яктацию головы ночную (ритмичные раскачивания или редкие движения головы и туловища, возникающие обычно накануне засыпания);
  • миоклонус ног;
  • ночной «паралич». 

2. Психические:

  • ночные кошмары;
  • устрашающие сновидения;
  • феномен «опьянения» от сна.

3. Вегетативные:

  • ночной энурез (ночное недержание мочи);
  • дыхательные;
  • сердечно-сосудистые;
  • головные боли;
  • гастороэнтерологические.

4. Связанные с изменением гуморальной регуляции.
5. Эпилептические припадки, связанные со сном.

Большинство этих расстройств четко ограничено во времени и связано с дисфункцией головного мозга, т.е. носит характер припадков или церебральных (мозговых) пароксизмов.

Лечение психогенно обусловленных (невротических) нарушений сна должно прежде всего включать комплекс психотерапевтических и режимных мероприятий. В. В. Ковалев (1979) рекомендует использовать семейную психотерапию, психогигиеническую коррекцию режима в ве-. черние часы, добиваясь стереотипного поведения ребенка перед сном, а у детей школьного возраста — гипнотическое внушение с целью устранения страхов и тревожных опасений, которые препятствуют быстрому засыпанию, возможна также аутогенная тренировка.

Какой метод психотерапии больше подойдет вашему ребенку, может решить только врач-психотерапевт.

Имеется также ряд общих рекомендаций, которые могут быть использованы как взрослыми, так и детьми, особенно среднего и старшего школьного возраста, у которых нарушен сон. Некоторые из них изложены в научно-популярной брошюре Л. Г. Петрова «Нервность» (1976). В общем плане эти советы можно сформулировать следующим образом.

Не занимайтесь накануне сна умственной работой, требующей большого напряжения и внимания. Лучше почитать газету, повторить уроки, побеседовать о намеченных на ближайшее время планах.

Ограничьте просмотр телевизионных передач, особенно на детективные, фантастические и другие возбуждающие темы.

Хорошо перед сном совершить небольшую прогулку, не напрягая себя серьезными проблемами. После прогулки можно выпить стакан чаю небольшой крепости с умеренным количеством сахара или без него, расслабиться в теплой ванне без всяких добавок. Некоторым в качестве отвлекающего средства помогают надетые влажные хлопчатобумажные носки.

Примите удобное положение в постели, закройте глаза и расслабьтесь. Не думайте о том, как разрешить свои сложные проблемы, — это лишь усугубит нарушение сна. Лучше сосредоточьте свое внимание на каком-то известном предмете или хорошем человеке, сделавшем вам приятное. В случае возникновения других мыслей усильте сосредоточенность своего внимания на выбранном объекте и постарайтесь не отвлекаться. В случае успеха думайте об одном и том же.

Иногда помогает мысленный счет, лучше не в виде нарастающих по величине цифр (это требует некоторого напряжения, чтобы не сбиться со счета), а путем повторения нескольких цифр, например, 1—2 или 1—2—3 (можно и большее количество цифр — в зависимости от удобства).

Первоначально желательно использовать все перечисленные рекомендации (можно придумать и нечто другое), а затем выбрать наиболее вам удобный способ отдыха и расслабления.

К медикаментозным средствам, особенно из группы снотворных, следует прибегать осмотрительно и лишь при выраженных нарушениях сна. Выбор снотворного следует проводить по рекомендации врача, не нужно принимать их продолжительное время, лучше в течение 7—10 дней и в небольшой дозировке (вначале 1/4—1/2 таблетки). Веру в снотворное лучше перевести на веру в себя. В случае волнений и переживаний можно накануне сна принять отвар из смеси корня валерианы, травы пустырника и листьев шалфея, или приготовленную в аптеке смесь успокоительных трав, или 1—3 драже экстракта корня валерианы. Весьма желательно также в течение 1—2 месяцев принимать гомеопатические антигомотоксические препараты нового поколения: валерианахель, нервохель, галиумхель. Это, по крайней мере, не повредит, не вызовет зависимости от лекарства, а помочь может.

Ключевые слова: Невроз, Расстройства, Сон, Дети
Источник: Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Материалы по теме
Нарушения сна при неврозах
Карвасарский Б.Д., Неврозы
Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Нарколепсия и ночные ведьмы
Оливер Сакс, Галлюцинации
Причины отклонений в развитии детей
Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ
Бессонница
Клиническая психиатрия
Заикание у детей
...
Гиперсомнии
Клиническая психиатрия
Оставить комментарий