Неоплатонизм

Неоплатонизм — это заключительный этап в развитии античной философии, который развивался в III—V столетиях нашей эры. Это был период постепенного усиления влияния христианства. Особенностью этого этапа развития философии античного мира был дальнейший отказ от рационализма предшествующей философии и переход к мистицизму и иррационализму. Иррационализм как противоположное рационализму учение заключается в неверии в возможности человеческого разума. Он был адекватной реакцией на разложение социальных отношений в завершающей стадии существования Римской империи, реакцией на безысходность человека в существующих социальных условиях. В этот период на первый план философских исследований выдвигается идея Бога. Орудием познания не может быть ни разум, ни человеческий опыт, ни логика. Одним из наиболее видных представителей неоплатонизма был Плотин, основавший собственную философскую школу в Риме. За основу своего учения он взял учение Платона, в частности его идею о первичности «мира эйдосов» и вторичности «мира вещей». Он придал философии религиозно-мистический характер: вечной основой всего сущего он считал единое божественное первоначало. Все остальное в действительном мире — это только результат постепенной эманации (истечения) этого божественного первоначала.

У нас нет возможности подробно рассматривать учение Плотина, поэтому изложим его взгляды лишь тезисно.

Основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип — Единое (Первоединое). Единое — это потенция всех вещей, если бы его не было, не существовал бы и Ум, первая и всеобъемлющая жизнь.

Не активность жизни, которая есть все, есть первая [жизнь], а сама она истекает как бы из источника. (истечение или эманация — В. С.)

Эманацией Единого (Первоначала) является Ум (Дух), который рождается от существа Первоединого и имеет много от природы Отца, и он (Дух) есть подобие Отца, как свет есть подобие солнца. Дух в высшем слове чистейший, мог произойти только от Первоединого, от Первого начала и вместе со своим рождением должен был произвести все сущее, всю красоту эйдосов. Дух содержит в себе все эйдосы и полон ими.

Совершенный Дух не может оставаться бесплодным уже потому, что совершенен, и он действительно рождает Душу (Мировую Душу). Это образ Духа, и Душа менее совершенна, чем Дух. Душа связана с Духом, в нем участвует, его воспринимает и им наполняется, а с другой стороны, Душа производит вещи низшего порядка и связана с ними. Все вещи, производимые Душой, гораздо менее совершенны, чем она сама. Мировая универсальная Душа произвела, вдохнув в них жизнь, и животных, которых кормит Земля, и тех, которые живут в воздухе, да и всю красоту произвела: божественные звезды, и солнце, да и всю красоту форм необъятного неба и Земли она же установила и поддерживает во всем закономерный порядок. Все это то нарождается, то умирает, а сама Душа существует вечно, не умаляясь в своей жизни.

И земля, и небо, и море, и воздух, и все сущее вначале было как бы застывшим, мертвенно неподвижным. Душа, нисходя на эту инертную массу, сообщает ей движение и жизнь и превращает ее в мир, который становится живым существом. Душа придала ему смысл, ценность и красоту. Все оживляющая Душа не раздробляется, чтобы оживить каждую вещь в отдельности, но все оживляет, оставаясь целостной, оставаясь подобной родившему ее Духу. Душа человека тесно связана с телом, в котором живет, однако она выше тела, она руководит телом. Тело, которое слушает душу, достигает гармонии с высшими элементами действительности.

Таким образом, Плотин говорит о трех ступенях эманации божественного первоначала Единого:

  • Духе, содержащем идеи, первообразы всего сущего;
  • Мировой Душе, создающей материю и проявляющейся во множестве индивидуальных душ;
  • материи, превращающейся благодаря деятельности души в конкретные чувственные вещи.

Человек, согласно взглядам Плотина, состоит из образующих его души и тела. Высшей целью человека является слияние его души с божественным первоначалом. Это достижимо только в состоянии экстаза, когда душа человека полностью освобождается от тела и от всего чувственного. Учение Плотина, с одной стороны, самый выразительный предвестник конца античной культуры, а с другой стороны, неоплатонизм своим иррационализмом, утверждением отвращения ко всему телесному, подчинением телесного душе, учением о божественном Первоначале подготовил переход к новому этапу в развитии философии, к использованию ее для формирования теологии, а затем и до сведения философии до уровня служанки теологии.

В 529 году цезарь Юстиниан запретил изучение философии, конфисковал собственность Академии Платона в Афинах, и она перестала существовать. Однако античная философия не умерла, она, можно сказать, возродилась в теологическо-философских системах Августина Блаженного (философия Платона и неоплатонизм) и Фомы Аквинского (философия Аристотеля). К ней обращались и обращаются мыслители-философы на всех этапах развития философской науки.

Темы: Древняя Греция, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Краткая периодизация философии Древней Греции
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Краткая философия Гераклита
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Милетской школы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Космоцентризм древнегреческой философии: основные школы и представители
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Пифагора и пифагорейцев
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия элеатов
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия атомистов: Левкипп и Демокрит
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Пиррона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий