Развитие философии в Древней Греции происходило в несколько иных условиях, чем на Древнем Востоке. Природные условия Древней Греции были не такими жесткими, как на Востоке. Самое главное, они допускали существование индивидуального труда. Один хозяин имел возможность самостоятельно возделывать свой участок и получать урожай. Это создало условия для быстрого формирования института частной собственности. Во многом это отразилось на государственном и общественном строе Древней Греции. Древняя Греция не представляла собой единое государство с сильной централизованной властью. Это было государство, которое представляло собой совокупность небольших, относительно автономных городов, называемых полисами. Самые известные в истории Древней Греции полисы – это Афины и Спарта. В принципе побывать в Древней Греции можно, даже не оформляя иностранный паспорт: в Крыму, на окраине Севастополя, сохранились руины античного города Херсонеса, который был типичным греческим полисом. Для полиса было характерно самоуправление граждан. Каждый греческий гражданин имел ряд прав и обязанностей. К правам относилось: право на получение земельного участка, получение помощи от полиса в случае финансовых трудностей, право участвовать в работе органов власти, высказывать свое мнение на народном собрании, носить оружие. К обязанностям относилось: работать на земельном участке, участвовать в работе народного собрания, в случае опасности защищать свой полис с оружием в руках. Это подразумевало определенную автономию личности, ее независимость, создавало условия для формирования индивидуалистического, а не коллективного образа мышления. Органы власти в полисе избирались, наиболее важные решения принимались всеобщим голосованием на народном собрании. Даже некоторые законы были мягче, чем на Востоке. Так, смертная казнь осуществлялась не такими зверскими методами. Осужденный имел даже право выбрать способ умерщвления: меч, веревка, яд. Конечно, такие права и обязанности распространялись не на всех. Античный мир также для многих людей был достаточно суров. Жители полисов делились на три категории: граждане, обладающие самым высоким правовым статусом, мэтеки (лично свободные, но их правовой статус был ниже, они не могли претендовать на земельный участок, участвовать в работе органов власти, вступать в брак с гражданами полиса), рабы (несвободные люди, находящиеся на статусе вещей). Причем статус рабов в античных государствах был даже ниже, чем статус рабов, например, в Индии. В Индии имело место патриархальное, т. е. домашнее рабство. В Греции рабы были основной производящей силой. В семейных отношениях также царствовал патриархат. О понятии «права гражданина» можно говорить только применительно к лицам мужского пола. Правда, женщины Спарты, в силу особенностей жизни в этом полисе, оказались более свободными, чем жительницы других государств-полисов.
Таким образом в Древней Греции сформироались несколько иные условия для развития философии. Произошел отрыв философии от мифологии, ближе была связь между философскими и научными знаниями, психология индивидуализма создавала условия для размышлений о человеке, о его возможностях в этом мире. Для философии Древней Греции был характерен космоцентризм и также стремление найти первоначало.
Древнегреческие философы считали, что мир – это одухотворенный космос. Есть макрокосмос и есть микрокосмос, а человек лишь часть этого космоса и должен жить в гармонии с окружающей его частью космоса. Звезды создают условия для жизни, а человек должен стремиться эти условия использовать и свести к минимуму неблагоприятное сочетание.
Основная проблема, которая волновала древнегреческих философов – попытка ответить на вопрос «что является первоосновой всего?». Именно на поиск первоначала были направлены усилия философов первого этапа развития древнегреческой философии – натурфилософии. Идеями первоначала занимались представители Милетской школы (Милет – восточная граница Эллады). Основателем Милетской школы был философ Фалес. Он был не только первым философом, но и первым математиком, первым астроном и первым физиком. Именно он разделил год на 365 дней, составил первый календарь. Был строителем мостов, доказал некоторые хорошо нам знакомые теоремы, в частности о равенстве углов в равнобедренном треугольнике. Фалес считал первоосновой воду. Вся жизнь связана с влагой, все происходит из воды и все заканчивается в воде. Даже земля плавает в воде, как кусок дерева (именно этим философ объяснял землетрясения).
Другой представитель милетской школы – Анаксимен – считал, что в основе всего лежит воздух. Различные физические состояния возникают из воздуха в результате его разреженности или плотности. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, еще более сгущаясь – облаком, а потом и водой, потом землей, камнями и всем остальным.
Еще один яркий представитель натурфилософии – Гераклит, жил в Эфесе. По его мнению, в мире нет ничего неизменного. Именно ему принадлежат известные фразы: «Все течет, все меняется», «Нельзя дважды войти в одну реку». В процессе изменения вещи могут перейти в свою противоположность: холодное – нагреться, горячее – остыть. Соответственно, Гераклит пришел к убеждению о всеобщности борьбы противоположностей. Противоположности пронизывают всю жизнь человека, позволяют понять суть тех или иных явлений: голод позволяет познать приятность сытости, болезнь – познать радость здоровья. В общем потоке изменений есть общая основа. За нее Гераклит принял огонь. Все возникает из огня и превращается в огонь. Огонь наиболее ярко воплощает идею всеобщего изменения.
Говоря о натурфилософии, следует сказать о Пифагоре и его школе. Школа Пифагора была неким братством, напоминающим монашеский орден со строгими правилами поведения. До нас дошла информация о многочисленных ограничениях в школе Пифагора: не ешь бобов (по поверью, в них переселялись души умерших), не поднимай, что упало, не ломай хлеба, не ходи по большой дороге и др. За основу первоначала пифагорейцы считали числа: «Все вещи суть числа». Они предложили следующую концепцию мироздания. Начало всего – единица. Из единицы состоят числа. И чисел происходят линии, из линий – плоские фигуры, потом – объемные фигуры. Затем выделялось существование четырех материальных элементов: земля, огонь, воздух, вода. Их Пифагор связывал с различными правильными многоугольниками: земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму тетраэдров[1], воздух – октаэдров[2], вода – икосаэдров[3]. Философские искания Пифагора существенно продвинули развитие геометрии. Плодом исканий стали знаменитые теоремы Пифагора.
Видным представителем натурфилософии был также Эмпедокл. Он оставил о себе след как известный врач своего времени, как оратор и естествоиспытатель. В основе философского учения Эмпедокла лежит учение о четырех элементах: вода, воздух (его он называл эфиром), земля, огонь. Эти элементы вечны и неуничтожимы. Вещи возникают от соединения этих элементов. Эмпедокл считал, что говорить о возникновении или исчезновении той или иной вещи неправильно. Правильнее говорить о смешении или перемещении элементов.
Также можно выделить школу атомистов. Ее представителем был Демокрит. Он был человеком разносторонних взглядов. Много путешествовал, оставил сочинения о Земле, звездах, человеке, огне и др. В качестве первоосновы он предложил атомы – бесконечное число элементов различной формы. Атомы не возникают и не уничтожаются, они неделимы и непроницаемы, потому что не содержат пустоты. Атомы бывают различной формы: шарообразные, угловатые, вогнутые. Именно разнообразные сочетания различных атомов объясняет разнообразие вещей в мире. Изменения в вещах происходят вследствие изменений положений атомов, сами же атомы неизменны[4].
Таким образом, первые шаги древнегреческой философии были неотрывно связаны с познанием окружающего мира, философы одновременно были астрономами, математиками, естествоиспытателями.
Сократический этап философии Древней Греции. Объективный идеализм Платона и дуализм философии Аристотеля
Следующим этапом развития философии в Греции стала классическая философия. Первым философом этого этапа является Сократ (нередко представителей натурфилософии называют «досократики»).
Сократ жил в 5 в. до н. э. в Афинах. Он родился в хорошей афинской семье. Отец его был архитектором, мать – повитухой. Сам Сократ получил профессию каменщика. Когда была в этом потребность, он, как и каждый гражданин античного полиса, воевал. У Сократа не было школы в привычном понимании этого слова. Он не оставил нам своих трудов (о его взглядах мы узнаем из трудов Платона). Сократ был уверен, что письменное слово мертво. Имеет смысл только живая речь. Этот человек философствовал достаточно оригинальным способом. Он почти не работал по специальности (иначе когда ему философствовать?). Плохо одетый (что естественно: Сократ практически не работал и денег на новую одежду не было), он ходил по улицам Афин и приставал к прохожим с различными вопросами. Как ни парадоксально, именно в этом заключается важнейшая заслуга Сократа как философа. Он придумал новый способ философствования, новый способ поиска истины, который сам он назвал «майевтика» (в переводе – повивальное искусство). А суть этого повивального искусства заключается в том, чтобы в беседе, путем разных намеков, вопросов, порой парадоксальных, подталкивающих людей к рассуждениям, попытаться найти истину.
Однако еще более важной заслугой Сократа является содержание этих разговоров. О чем Сократ говорил с людьми? Его заслуга заключается в кардинальной смене предмета философствования. Если досократики изучали природу, окружающий мир, то Сократ первым обратился к познанию человека. Он считал, что природу познавать необязательно, а истинное познание – это познание человеком самого себя. Надо быть нравственным и мужественным, но как это делать, если ты не знаешь, что такое нравственность и в чем состоит мужество? Только через познание можно стать нравственным и мужественным и в целом совершенным.
Сократ считал, что безнравственный поступок – плод незнания истины. Если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Он выделял три основные добродетели:
- умеренность (знание, как обуздать страсти);
- храбрость (знание, как преодолевать опасность);
- справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Логично, что Сократ, поставив цель изучить человека, перешел к познанию общества, интересовался экономическими и социальными вопросами. Сократ воспевал земледелие. Он воспевал жизнь в деревне, а жизнь в городе считал губительной для души. Он первый понял, что общество – это сложный социальный организм, и рассмотрел разные формы государства, разные формы организации людей. Он выделял следующие типы государств: монархия (царство), тирания, аристократия, плутократия, демократия. При этом он не считал лучшей формой правления демократию. Наоборот, он критиковал современный ему демос (т. е. народ) за попытку уклониться от ответственности за свои решения. Сократ впервые вводит понятия естественных и позитивных законов, а также критерий законности государственных акций – их справедливость. Он считал, что единство полиса может быть обеспечено только через подчинение всех граждан закону, но при этом это подчинение не должно выливаться в унификацию мнений, вкусов и т. д.
Подчинение человека закону важнее его подчинения воле родителей, т. е. государство важнее кровнородственной общины. Сократ ставит проблему несоответствия законов и личных стремлений граждан, возможного противоречия общественных и частных интересов. При этом он предлагает простое и логичное решение этой проблемы: гражданин имеет право выбирать государство, в котором он будет жить, но если он выбрал какой-либо полис, то он обязан подчиняться его законам. Если гражданина не устраивают отдельные законы, он вправе бороться за их изменение, но исключительно законными методами.
Некоторые идеи Сократа разошлись с традициями античной демократии. История Афин времен Сократа отличалась острейшей борьбой родовой аристократии и демоса. Мыслитель считал, что аристократия должна управлять полисом на основе специальных знаний, а не по праву своего рождения. В то же время демос должен разумно подходить к выбору управляющих групп. Сократ резко критиковал неразумность и паразитизм демоса, его стремление переложить ответственность на своих лидеров[1].
Однако для афинян, которые покушение на демократию рассматривали как страшное преступление, это выглядело кощунственно. Сократу было предъявлено обвинение, которое в современном языке звучит отвратительно. Его обвинили в развращении юношества. Речь идет не о сексуальном развращении, а о духовном. В Афинах народное собрание, полис отвечали за воспитание юношества. Мысли Сократа посчитали опасными для подрастающего поколения. Суд приговорил Сократа к смерти. Как уже говорилось, в Афинах осужденный имел право выбрать способ осуществления казни. Сократ выбрал яд. Накануне казни друзья Сократа приготовили ему побег, но он отказался. Он заявил, что, если он сбежит, это будет подтверждением того, что он предал идеалы демократии, что он признал свою вину. На следующее утро он выпил яд. После этого покинуть Афины пришлось и многим ученикам Сократа. В том числе и наиболее известному из них – Платону.
Платон являлся учеником Сократа. Именно ему мы должны быть благодарны, что он донес до нас информацию о Сократе и его мыслях. Строго говоря, Платон – это не имя, это прозвище, а настоящее имя этого человека – Аристокл. Платон обозначает «широкий». Действительно, природа наградила Платона внушительной внешностью: высокий рост, широкие плечи. В отличие от своего учителя, Платон оставил целый ряд произведений, к примеру: «Пир», «Парменид», «Государство», «Законы». Принято считать, что Платон является первым объективным идеалистом. Фундамент философии Платона – учение об идеях. Он считал, что все существующее на свете имеет свою идею и реальные вещи – это просто отпечаток этих идей. Например, возьмем ручку. У всех ручки разные, но всех их объединяет единая сущность. Ручка – это предмет для того, чтобы писать. И если ручка сломается или вы ее потеряете, то идея останется. Вы все равно пойдете в магазин и купите себе новую ручку. Вы спокойно сможете сделать это, потому что существует идея, и соответственно, ручки производятся, и вы сможете их купить. Идеи образуют целый мир, заключающий в себе идеи эстетических и моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических фигур и т. п. Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Идеи бестелесны. Мир идей – иерархическая организованная система. На вершине ее находится идея блага. Все вещи стремятся достичь блага.
Так же Платон рассматривал и человека. Идея человека – это его душа. Она неизменна, вечна, но находится в постоянном процессе метемпсихоза, т. е. переселения из тела в тело. Душа, по мнению Платона, периодически пребывает в мире идей, где она обитает с богами, но в отличие от богов, она не совершенна и поэтому постоянно низвергается в мир вещей. В нем души воплощаются в тела людей, где подвергаются физическим страданиям. Философ считал, что душа человека переживает ряд процессов: возрождение и уход в мир идей. Душа пребывает в мире идей. Мир идей совершенен, но душа несовершенна. Время от времени душа возвращается в мир людей, и здесь душа начинает припоминать идеи, то, что было в мире идей.
Человек, по мнению Платона, наиболее совершенен, если он способен вспоминать о своем пребывании в мире идей. Это воспоминание и есть истинное познание, которое дает знание. Поэтому познание окружающего мира – это просто воспоминания. То есть душа вспоминает то, что она созерцала, находясь в мире идей, до того как она переселилась в тело человека. Человек познает мир интуитивным путем. Знание вечных идей следует отличать от непостоянного мнения, которое человек составляет об изменчивых вещах. Мнение – это несовершенное знание, которое человек получает посредством чувств[2].
На этих же учениях об идеях и построено учение об идеальном государстве. Прообразом его идеального государства была Спарта. Платон существенно подкорректировал практику спартанцев. Он исходил из того, что все люди разные по своей природе, но тем не менее их можно объединить в три группы в зависимости от того, какое качество у человека преобладало. Он считал, что в каждом человеке сочетаются три качества: страсть, мужество, мудрость. И одно из них преобладает.
Если преобладает страсть, то удел человека – быть или земледельцем, или ремесленником. Он может пахать, сеять, делать горшки, обувь, шить одежду.
Если у него преобладает мужество, то его удел – военное дело. Причем это касается не только мужчин. Быть стражником может и женщина, если у нее преобладает мужество.
Если у него преобладает мудрость, то ему можно доверить самое ответственное – управление политической жизнью. Платон считал, что управлять должны только те, у кого есть к этому способности.
Но как отделить одних, других и третьих?
И здесь Платон предлагает целую систему воспитаний. Некоторые вещи он заимствует у спартанцев, кое-что добавляет от себя. Он предлагал, так же как и в Спарте, умерщвлять не очень удачных младенцев, то есть младенцев с недостатками, физически слабых. Платон сам не был женат, но считал, что брак – дело обязательное. В этом убеждении отражалась античная традиция, которая рассматривала брак как обязанность человека. В той же Спарте до 30 лет спартанец был мужчиной политически недееспособным. Однако к тридцати годам он обязательно должен был жениться, иначе в религиозный праздник он подвергался не очень приятному обряду: незамужние женщины просто избивали холостых мужчин старше 30 лет. Так же как в Спарте, Платон предлагает идею общественного воспитания. Как известно, спартанский ребенок находился в семье до семи лет, потом и девочек, и мальчиков отдавали в гимнасии. Процесс обучения Платон видел несколько иначе, чем это было в Спарте. В Спарте не учили практически никаким наукам, требовали крайне лаконичную речь, а главным делом была физическая подготовка, военное дело, учили владению оружием, ловкости, умело переносить боль, терпеть, подчиняться приказам. Для того чтобы воспитать такое послушание, терпеть боль, мальчиков при переходе из одной возрастной группы в другую жесточайше пороли, поощрялось воровство. Детей держали полуголодными, они сами шли на промысел, а если их ловили, то, естественно, тоже жестоко наказывали, но не за сам факт кражи, а за то, что он попался. При этом в гимнасиях обучались и девочки. С ними также занимались физическими упражнениями, потому что на женщину смотрели как на совершенную машину по воспроизводству нового поколения. Обязательно женщина должна быть физически крепкой, здоровой, чтобы дети рождались также здоровыми. В Спарте даже велся отбор людей для выведения лучшей породы, и прежде чем жениться, спартанские юноши и девушки получали разрешение у органов власти.
Платон, основываясь на спартанской традиции, предлагает свою систему воспитания. Так же как в Спарте, он считал, что очень важное значение имеет физическая подготовка. В то же время он дополнил спартанское представление о воспитании. Вначале все дети должны получать одинаковое образование, изучать мифы, музыку, поэзию, заниматься гимнастикой. До 16 лет идет количественное накопление этих знаний. С 16 лет молодежь изучает точные науки – геометрию и астрономию. С 18 лет им даются практические поручения, и не способные к их самостоятельному выполнению отсеиваются в разряд демиургов, т. е. тех, кто нуждается в руководстве. С 20 лет выделяются воины – лица, которые к самостоятельной работе способны, но которым необходимо давать поручения. Оставшиеся – философы – начинают следующий этап обучения: переход от количественного накопления знаний к приобретению навыков самостоятельного мышления.
Платон считает, что такое обучение к 30 годам позволяет выделить низшую администрацию, а с 30 лет – группу высшей администрации. При этом он полагает, что к управлению государством человек должен допускаться как минимум с 50 лет, когда он избавляется от материальных желаний. Опять же в этом есть влияние спартанской правовой традиции. В Спарте одним из главных органов была герусия, совет старейшин. Спартанское народное собрание обладало меньшими полномочиями, чем в Афинах. Герусия состояла из старцев, достигших 60 лет. Также Платон считал, что эти профессиональные управленцы семьи заводить не имеют права. Платон даже предлагал реализовать свою идею. Когда он был в изгнании после казни Сократа, он предложил диктатору на Сицилии реализовать его идею. Правда, диктатор не оценил его идею и продал Платона в рабство, откуда его потом выкупали друзья.
Учеником Платона был Аристотель. Он оставил большое наследие, многочисленный ряд трудов: «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Афинская полития». Аристотель был учеником Платона, но по ряду вопросов он с ним расходился, и именно отсюда возникла знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». И главное здесь различие – это подход к основному вопросу философии. Принципиальное отличие концепции Аристотеля от концепции Платона заключается в том, что он видел сущность вещей не в идеях, а в самих вещах. Если Платон был идеалистом, то Аристотеля называют дуалистом. Аристотель считал, что основой всякого бытия является первая материя, как потенциальная предпосылка существования всего сущего. Аристотель считал, что материя вечная, несотворимая и неуничтожимая. Материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. То есть Аристотель фактически этим признает объективность существования материи. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит только возможность возникновения вещей. Как глина содержит возможность возникновения скульптурки или любой вещи из глины. Глине можно придать любую форму. Для того чтобы это стало возможно, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель подразумевал активный творческий фактор. При этом Аристотель не отрицал существования сверхъестественных сил, и поэтому первой формой из всех форм является Бог. Форма и материя неразрывны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм. Это учение о материи и форме – важнейший шаг к познанию, обобщению познаний о мире.
Также Аристотель известен тем, что он первый систематизировал научные знания, и считается, что именно с Аристотеля начинается деление науки на отрасли. В частности, считается, что Аристотель является основателем биологии. У него есть труд «История животных». Именно там была показана иерархия мира, наличие простых форм, более сложных форм растений, животных. В биологических работах Аристотеля упомянуто и описано более 500 видов животных. Он анатомировал и изучал зародышей многих животных, исследовал развитие акулы, каракатицы. Философ выделял три момента жизни: вегетативный (рождение, питание, рост), чувственно-моторный (ощущение, вожделение и движение) и интеллектуальный (познание, выбор). Эти моментам соответствуют три души – вегетативная, чувственная и интеллектуальная. У растений есть только первая, у животных – первая и вторая, у людей – все три.
Также считается, что Аристотель заложил основу экономики, экономических знаний. В частности, он считал, что частная собственность – это дело позитивное. Платон считал, что частной собственности не должно быть, опять же все как в Спарте. Но Аристотель считал, что частная собственность – это тот фактор, который побуждает людей честно трудиться.
Обширными были политические рассуждения Аристотеля. Он считал, что человек – существо общественное, политическое, от животных его отличает то, что он обладает разумом, что человек может существовать только в обществе. Как раз он задумывался о взаимоотношении общества и человека, государства и человека. Государство у Аристотеля происходит естественным путем для достижения блага людей через организацию их совместной жизни.
Аристотель полагает, что низшая форма объединения людей – это семья, т. к. в ней объединяются родители и дети и не может быть гражданского равноправия. Более высокий уровень – это территориальная община (деревня), которая при объединении с соседними обеспечивает возникновение высшей формы объединения людей – государства. В отличие от семьи и общины, основанных на власти родителей и на стремлении к обеспечению средств существования и продолжения рода, государство основывается на нравственных качествах граждан и на их способности к совместной жизни.
Аристотель выделял формы государства по способу осуществления государственной власти. Она могла выполняться либо одним человеком, либо группой, либо всеми. С другой стороны, она могла выражаться в совершенном либо несовершенном виде. В совершенном виде управление государством подчиняется закону и стремится к достижению общественного блага, а в несовершенном оно подчиняется произволу правителя и его стремлению к личному благу.
Власть одного:
- в совершенном виде – монархия,
- в несовершенном – тирания.
Власть группы:
- в совершенном виде – аристократия,
- в несовершенном – олигархия.
Власть всех:
- в совершенном виде – полития,
- в несовершенном – демократия.
Полития, в отличие от демократии, является не «крайней», а «умеренной» формой правления. Это обеспечивается цензами для участия в выборах: имущественным, образовательным и цензом оседлости. Их смысл заключается в том, чтобы обеспечить участие в выборах ответственных граждан, а не охлоса (черни), думающего лишь о краткосрочных выгодах, подчиняющихся своим страстям, а не разуму[3].
Аристотель полагал, что человек, имеющий собственность, будет ответственным образом участвовать в выборах, т. к. заботится о сохранении своей собственности, а это возможно только при разумном и ответственном управлении государством. Также он считал, что гражданин должен участвовать в управлении государством, нести определенную ответственность за решения государства. В то же время Аристотель считал нормальным рабство. Он считал, что в рабах оказываются только те, кто этого заслуживает, кто может быть только живым орудием труда. В его представлении рабы – это варвары, отличающиеся от господ приспособленностью к грубому физическому труду. Раб является «одушевленным инструментом», «говорящим орудием». Его отношение к рабству было закономерным. В условиях рабовладельческого общества даже наиболее передовые мыслители могли относиться к рабству как к явлению привычному и нормальному.
Таким образом, древнегреческая философия подняла широкий круг проблем, заложив основы философских знаний.