Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) — величайший древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель политики как науки. Родился в семье придворного врача. В 367 г. до н. э. отправился в Афины и стал одним из учеников Платона. Оставался членом Академии в течение 20 лет, до самой смерти Платона. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа стал воспитателем его сына, будущего царя Александра. В 335 г. Аристотель создает в Афинах собственную философскую школу, получившую наименование Ликей. Активная преподавательская и научная деятельность продолжалась до смерти Александра Македонского (323 до н. э.), после чего Аристотель, которого в Афинах рассматривали как приверженца македонской партии, был вынужден бежать из этого города и поселиться в Халкиде (о. Эвбея), где и умер в 322 г. до н. э. Политико-философские взгляды Аристотеля («политическое искусство» охватывает область права, социальных и экономических институтов; в широком смысле включает в себя «этику») продолжают сократовско-платоновскую традицию, однако отличаются от взглядов Платона большей гибкостью, реалистичностью и ориентированностью на исторически сложившиеся формы социально-политической жизни греков, что, в частности, объясняется его теорией естественного происхождения государства (подобно живым организмам) и мнением, «что человек от природы есть политическое животное»1. Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и не меньшую историческую ценность. Главным образом, оно изложено в работах «Политика», «Афинская полития» в тесной органической связи с «Этикой». Согласно учению Аристотеля, этика входит в политику как ее часть, «которая по праву может называться не этикой, а политикой».
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычки жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: в аспекте природы отдельного человека и в аспекте социально-политической жизни граждан полиса. Именно поэтому «Политика» и «Этика» — ценнейшие документы как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевшихся в нем в то время политических теорий.
На основе единства этики и политики Аристотель раскрывает сущность политических добродетелей. Одной из основных из них он считал политическую справедливость, в содержании которой наиболее четко проявляется соотношение этики и политики, собственности и гражданства, государства и гражданского общества.
Справедливость, по Аристотелю, — это общее благо, счастье. Их достижению и должна служить политика, ставящая целью не воспитание нравственно совершенных граждан, а обучение умению повиноваться властям и законам, быть гражданами. Умение подчиняться и властвовать является добродетелями каждого нравственно совершенного человека. Добродетели — это приобретенные свойства души. Аристотель делит их на дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек и во многом зависят от восприятия их душой человека.
В структуре человеческой души Аристотель видит две части: разумную (разум) и неразумную (рассудок). Разумная делится на рассудочную (практическую, направленную на деятельность) и созерцательную (теоретическую, она «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться»). Неразумная подразделяется на растительную, которая не содержит добродетелей и пороков, и страстную, которая путем воспитания достигает добродетели. Аристотель ищет мудрую середину между крайностями добродетелей, исходящую из души человеческой. Например, он определяет место этической добродетели щедрости между скупостью и расточительностью.
Аристотель, говоря о добродетелях, с достаточной полнотой излагает вопрос о наилучшей жизни, указывая признаки таковой: наличие трех видов благ, которые должны быть у счастливых людей, а именно внешние, физические и духовные. Он ставит и разрешает проблему свободы и политического равенства, показывая, из каких форм властвования и способов организации жизни «можно вывести принципы политической справедливости».
Равенство понимается Аристотелем как суть справедливости, которую он разделяет на уравнивающую и распределяющую, поскольку устроение человека в отношении к другим может быть двоякое: в отношение к частным лицам и в отношении к обществу людей. В случае уравнивающей справедливости каждому отдается то, что ему принадлежит (т. е. воздаяние «каждому равное»), и совершается это посредством арифметического равенства, которое уравнивает вещь вещью. В случае распределяющей справедливости каждому дается столько, насколько он имеет участие целом («равному равное»). Здесь уравниваются вещи в отношении не к другим вещам, а к неравным лицам. Это совершается посредством геометрической пропорции. Из этих двух видов справедливости высшим видом Аристотель считает справедливость распределяющую как высшее мерило добродетели, поскольку благо каждого члена должно быть устроено в пользу целого.
Исходя из понимания относительного, а не абсолютного равенства, Аристотель делает вывод: по своему достоинству люди благородного происхождения — с большим правом граждане, чем люди низшего происхождения, отсюда претензии лучших по достоинству на привилегии опираются на право как явление политическое (частью естественное, частью условное), на законодательство. Поэтому в институт гражданства он включает не всех свободных лиц полиса, как Платон, а только тех, кто непосредственно занимается государственными делами, выполняя властные функции (участвует в суде и в народном собрании)1 и носит оружие. Политический деятель, занимающий высшие должности, по Аристотелю, должен обладать тремя качествами: во-первых, сочувствовать существующему строю; во-вторых, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя. Получается, что полноправно властвует выборная духовная аристократия.
По Аристотелю, гражданами не являются ремесленники, земледельцы, ремесленники, моряки, торговцы, имеющие статус свободных, но которые по роду занятий не в состоянии вести государственные дела.
Принцип гражданства связан с формой политического устройства, состоящего из трех частей — законодательной, административной и судебной — и может меняться вместе с ней.
Формы правления Аристотель делит на правильные и неправильные. К первым он относит царство, аристократию и политию; ко вторым — тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей формой правления Аристотель считает труднодостижимую форму — политию (смешанный строй, сочетающий только положительные признаки олигархии и демократии), которая является наиболее устойчивой, опирающейся на самодостаточные средние слои общества, обладающие частной собственностью, умеренным богатством, исключающим бедность. Чаще всего скопление чрезмерного богатства у одних немногих и бедность большинства других приводит к государственным переворотам. В числе причин государственных переворотов Аристотель также называет: межплеменную рознь в период образования государства, непригодность территории для создания государства, мелкие неурядицы между высокопоставленными лицами, порождающие распри из-за прибыли и почестей, опасения народа относительно утраты гражданских прав, притеснение олигархами народных масс, необузданность демагогов в демократических формах государственного устройства.
Главная причина крушений аристократий и политий — в отклонении от справедливости, в самой их социальной структуре. Ведь бедные завистливы, а богатые своекорыстны. Полития, разрушаясь, трансформируется либо в олигархию (когда победили богатые, разбогатевшие за счет средних слоев), либо в демократию с охлократическими признаками (когда победили обедневшие средние слои).
В последнем случае происходит передел собственности богатых, поскольку демос становится деспотом и действует тиранически, не опираясь на закон. Что касается собственности, то, по Аристотелю, «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим»1.
Уделяя большое внимание системе политического правления, Аристотель связывает ее с правлением закона, а не людей.
«Кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были наилучшими людьми: напротив, закон — уравновешенный разум».
Право носит политический характер в той мере, в какой соответствует принципу справедливости. Понятие справедливости связано у Аристотеля с представлением о государстве как о носителе права, служащем «мерилом справедливости, регулирующей нормой политического общения».
Аристотель не допускает отступления закона от права как основы политической справедливости. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа. «Всякий закон в основе предполагает своего рода право. Отступление закона от права означает вырождение закона в средство деспотии и отход от политических форм к деспотическому насилию... Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Соответственно и человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех».
Аристотель указывает на несколько аспектов философско-политического анализа закона и права:
- совпадение закона и справедливости, всецело относящегося к политическим отношениям равных и свободных граждан (но не к рабам и свободным, лишенным гражданских прав);
- наличие писаных и неписаных (условных, опирающихся на обычай, законов божественного происхождения, устанавливавших естественное право, которые нельзя было нарушать, даже если бы они стояли в противоречии с писаными) законов;
- всякий закон в основе своей предполагает право. Закон справедлив, если опирается на соответствующее право. Закон как «уравновешенный разум» олицетворяет верховную власть, неполитический порядок, ибо «порядок и есть своего рода закон»;
- законы, соответствующие правильным формам государственного строя, справедливы, законы, соответствующие неправильным формам, — несправедливы (но они все же имеют законную и принудительную силу);
- закон регламентирует все стороны общественной, политической и частной жизни, то, что закон не предписывает, то он запрещает (запрещено то, что не разрешено).
Итак, правление через законы — общее для всех форм государственных устройств. Система законодательства, по Аристотелю, существенная часть политики, искусство умелого отражения в законах государственного строя и его стабилизации в системе общественных отношений.
По сравнению с Платоном Аристотель сделал большой шаг в направлении рационализации анализа эмпирических политико-правовых отношений, при этом сохранив влияние априорно-этических конструкций Платона. К последним, в частности, относятся идеи:
- об определяющей роли закона в жизни общества и каждого гражданина, охранение которого (закона) является высшим проявлением гражданской доблести;
- о доминирующем начале разумного в управлении как соединении государственной силы с интеллектуальной силой правительства;
- о сотрудничестве субъектов управления, находящихся на различных ступенях иерархии общественного управления (высших и низших ступенях, властвующих и оппозиционных, управляющих и управляемых);
- о соединения политики и нравственности и т. п.
Говоря в целом о значении Платона и Аристотеля для современной цивилизации, важно подчеркнуть, что они стали первыми в истории систематизаторами политического знания и его концептуального оформления. Политические учения Платона и Аристотеля значительно расширили горизонты политической культуры человечества.