Философия Пифагора и пифагорейцев

О датах жизни Пифагора во многих источниках даются различные данные, однако общим является то, что вершиной его жизни и научных достижений был 532/531 гг. до н. э., а датой его рождения, вероятно, можно признать первые годы V в. до н. э.

Пифагор родился на острове Самос на побережье Ионии, однако большую часть жизни провел в Кротоне в Южной Италии.

В этом городе Пифагор основал союз ученых, который назывался союзом пифагорейцев. Этот союз представлял собою нечто среднее между монастырем и учебным заведением закрытого типа, в котором руководствовались довольно жестким регламентом жизни, требованиями сохранять тайну как об образе жизни в союзе, так и о том, чем они в нем занимались. Этот союз играл довольно значительную роль в борьбе против демократических порядков, которые были установлены в Южной Италии. Благодаря им в Кротоне достаточно долго удерживала власть аристократия. После того как власть аристократии была свергнута и перешла к рабовладельческой демократии, новая власть приняла решительные меры против пифагорейского союза, и он был распущен, а его сторонники были изгнаны из города. Однако союз сохранялся еще почти столетие и действовал в других греческих колониях Южной Италии.

Пифагор был приблизительно современником Анаксимандра и Анаксимена. Во время путешествия в Египет он достаточно глубоко ознакомился с достижениями египтян в области математики, и это знакомство оказало очень сильное влияние на его философские и религиозные взгляды. Диоген Лаэртский считал, что Пифагор является автором трех трудов по философии: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему, однако, приписывались и другие труды пифагорейцев, равно как и достижения в области математики.

Другие исследователи утверждают, что сам Пифагор ничего не написал, однако его ученики почитали учителя почти божеством и считали за честь приписывать ему свои труды. Это происходило еще и потому, что в союзе пифагорейцев занятия наукой считались не целью, а средством. Этот союз считался братством, а возможно, даже был сектой, и его члены руководствовались очень точным и жестким перечнем правил жизни. Поэтому достижения науки считались общим добром, и именно такая трактовка науки привела к анонимности конкретных авторов научных достижений. Достижения науки и их авторство в союзе трактовались как секрет, знание о котором может быть известно только членам союза. Это привело к тому, что уже Аристотель почти ничего не знал ни о Пифагоре, ни о пифагорейцах.

В союзе много внимания уделялось занятиям математикой. Пифагору приписывают теоремы о сумме углов в треугольнике; о том, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Решение практических задач привело к формированию таких понятий, как эллипс, гипербола, парабола. В союзе была сформулирована очень важная гипотеза астрономии: уже было известно, что Земля вращается вокруг своей оси, а пифагорейцы сформулировали гипотезу, что Земля вращается вместе с другими планетами еще и вокруг некоторого мыслимого идеального центра. Эти занятия математикой оказали заметное влияние на онтологические взгляды пифагорейцев.

Одна из проблем, которая находилась в центре внимания пифагорейцев, — это наука о душе. Именно пифагорейцы сделали ее предметом философских рефлексий (размышлений). Душа, согласно взглядам пифагорейцев, бессмертна, она путешествует от одного живого существа после его смерти к другому. В мире нет ничего нового; то, что раз произошло, повторяется. Необходимо считать все живое родственным друг другу.

Доктрина о путешествиях души называется метемп-сихозой. После смерти человека душа покидает тело человека, которое для души является тюрьмой, и затем переселяется в другое тело, причем не обязательно в тело человека, но и в тело животных и даже в растения. Число таких переселений души в другие тела зависит от греха, который допустил человек в своей жизни. Этот процесс завершается лишь тогда, когда душа очистится от греха, совершенного при жизни

В союзе пифагорейцев были разработаны правила, исполнение которых не допускает, чтобы люди, убивая и съедая какое-либо животное, не съели, не лишили жизни своего приятеля, чья душа, возможно, переселилась в это тело; а также дают возможность для души жить так, чтобы оставаться чистой, не допускать греха.

Среди этих правил есть и не совсем понятные, и парадоксальные, и такие, которые можно понять (но не значит — согласиться с ними).

  • воздерживайся от употребления боба;
  • не смотри в зеркало при огне;
  • не греби огонь железом;
  • после снятия горшка с огня не оставляй его следа в золе, затри его;
  • после того как поднимешься с постели, нужно разгладить оттиск тела на ней и др.

Очень сомнительно, однако, что автором и гипотезы о многократном переселении души, и этих правил был сам Пифагор. Большинство историков философии считают их заимствованными из орфизма.

Душа человека — выше тела, она совершеннее его, существует до тела и после его смерти, в отличие от тела она бессмертна. Связь с телом не соответствует ее природе, более того, она противоположна телу. Душа имеет природу божественную и вечную, в то время как тело смертельно и временно, уничтожимо.

Человек должен жить не для тела, которое есть неволя, тюрьма для души, место, где она оплачивает свою вину за грехи. Человек живет для души. Жить для души — это значит жить так, чтобы очистить душу от греха. Очищение души служит освобождению души от цикла реинкарнаций и возврату души к состоянию соединения с тем, что божественно в душе. Орфики считали, что очищению души способствует исполнение религиозных и мистических обрядов, а пифагорейцы в качестве средства очищения души усматривали занятия наукой. (Орфизм — древнегреческое религиозное движение).

Среди разработанных представителями пифагореизма правил, регулирующих ежедневную жизнь человека, были такие, которые, как мы видели, не совместимы с наукой, однако культ науки, уверенность, что занятия ею — это наилучшее средство спасения души, существенно отличает пифагореизм от орфизма.

Практики очищения души основывались на музыке, которая занимала большое место в пифагореизме. В этом союзе поэтому и поведение его членов должно было заключаться в том, чтобы молчать и слушать, а лишь после этого они могли задавать вопросы учителю о музыке, гармонии, арифметике, геометрии. Учитель говорил со слушателями, находясь за занавесом, как бы отделяющим знание от личности того, кто его пересказывает, а также для того, чтобы у слушающего возникало впечатление, что это знание он получает от пророка. Именно поэтому слушатели, говоря об этих занятиях, пользовались формулами «это Он сообщил», «божественный Пифагор», «наивысший авторитет» и т. п.

Пифагорейцы сформировали новый тип жизни, который носит название созерцательный.

Пифагорейцы, как мы уже отметили, были знакомы со взглядами философов милетской школы и тоже искали ответ на вопрос об архе, основе всех вещей. Однако ответ их существенно отличался от взглядов предшественников: они видели архе в числах и их конструктивных элементах. Как писал Аристотель, пифагорейцы считали числа первой основой всех вещей; с помощью чисел они исследовали музыку и гармонию; числа и их элементы они считали элементами всех вещей; небо у них тоже есть гармония и число. Они увидели эту связь чисел и природу музыки, открыв, что различие музыкальных звуков зависит от длины струн, открыли интервалы — октавы, квинты, кварты и выразили их математически; заметили, что с помощью чисел можно характеризовать год (количество дней в году), четыре поры года, дни, недели, циклы развития. Это привело к преувеличению роли числа в характеристике действительного мира.

Как понимать число в качестве основы и первоначала мира у пифагорейцев, имеет оно у них природу материальную или формальную (материя и форма)? Число у них было такой же основой вещей и мира, как и, например, вода у Фалеса: она и материальна, и формальна, и «производящая первопричина». Число — причина существования всякого порядка, основа познания, это божественное могущество управления миром и т. д., т. е. число у пифагорейцев гипотетически стало субстанцией всех вещей. Пифагорейцы считали, что элементы чисел являются элементами всех вещей. Это значит, что сами числа выводятся из еще более первичных элементов, или оснований. Чем же они, эти элементы, или основы, являются? Все числа можно разделить на две группы — четные и нечетные числа. Исключение составляет единица, поскольку она может творить и четное число, если ее прибавить к нечетному, и нечетное число, если ее прибавить к четному. Следовательно, единица является составной частью обеих этих групп чисел. Если это так, то каждая вещь может быть сведена либо к четному, либо к нечетному числу. Но и четное, и нечетное — это еще не последние элементы. Пифагорейцы говорили об этих элементах как о чем-то безграничном, бесконечном, и как о границе, и как о высших основаниях всего сущего.

Число состоит из элементов неограниченных и элементов ограничивающих. Следовательно, первичными элементами, из которых возникают числа, является безграничное и то, что есть ограничивающим. Поскольку число конституирует, определяет каждую существующую вещь, постольку оно играет роль детерминирующую и ограничивающую. Четное у пифагорейцев символизирует явление элементов неограниченных, а нечетные числа — явление элементов ограничивающих и ограниченных.

Пифагорейцы каждому числу ставили в соответствие конкретную вещь. Кроме того, двойственная природа человека, а также рассмотрение двух групп чисел — четных и нечетных — привели их к мысли о существовании вечных противоречий в природе, т. е. к выводу о том, что мир противоречив и имеет двойственную природу. Они проиллюстрировали это десятью главными противоположностями, которые стали первой системой категорий и которые у пифагорейцев соответствовали числам, а также и соответствующим этим числам понятиям.

Пифагорейцы выделили следующих десять основных противоположностей:

  • ограниченное и безграничное;
  • четное и нечетное;
  • единое и многое;
  • правое и левое (направление);
  • мужское и женское (начало);
  •  покой и движение;
  • линия прямая и линия кривая;
  • ясное и темное;
  • добро и зло;
  • фигура квадратная и продолговатая;

Эти противоположности, согласно пифагорейцам, показывают двойственный характер мира, аналогичный двойственной природе человека, составляющими которого является душа и тело.

Что касается соответствия между числами и конкретными вещами, то пифагорейцы ставили в соответствие единице — точку, двойке — линию, тройке — поверхность, четверке — геометрическое тело, пятерке — физические свойства, шестерке — жизнь, семерке — ум, здоровье, свет, восьмерке — любовь, мудрость. Десятка считалась числом священным, поскольку является суммой четырех первых натуральных чисел.

Идеи Пифагора и пифагорейцев оказали сильное влияние на Платона. Господство числа у них означало господство разума, символизировало, что рациональное выше, истиннее чувственного. Учения о душе, разработанное в союзе пифагорейцев, было положено в основу системы объективного идеализма Платона.

Темы: Древняя Греция, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Краткая периодизация философии Древней Греции
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Краткая философия Гераклита
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Милетской школы
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Космоцентризм древнегреческой философии: основные школы и представители
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия элеатов
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия атомистов: Левкипп и Демокрит
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Пиррона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Неоплатонизм
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий