Несмотря на то что память у молодых людей в некоторых случаях работает эффективнее, чем у пожилых, мудрость скорее присуща старшему поколению.
Мудрость — экспертная система знаний, ориентированная на «практическую сторону жизни» и позволяющая выносить взвешенные суждения, давать полезные советы по жизненно важным вопросам. «Возможно, для того, чтобы правильно и в полной мере понять, что такое мудрость, требуется больше мудрости, чем есть у кого-либо из нас», — писал Роберт Стернберг. Балтес предложил разделить связанные с мудростью знания на пять категорий: фактические (реальные) знания, методологические знания, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей) и неопределенность (сомнение).
Мудрость — когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, определяемый культурными традициями и связанный с опытом и личностью. Напомним, что кристаллизованный интеллект проистекает из знаний и информации об окружающем мире, отношений между людьми, с которыми человек сталкивается в течение всей жизни.
По П. Балтесу, мудрость имеет пять основных черт:
Во-первых, она направлена на решение важных и трудно-разрешимых вопросов, зачастую связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека.
Во-вторых, мудрость — это сосредоточие знаний, суждений и советов самого высокого уровня.
В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, взвешенны, могут быть применены к специфическим ситуациям.
В-четвертых, мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества.
В-пятых, несмотря на то что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу.
Хорошо описано.
Для меня мудрость - это именно использование в процессе жизни знаний, пулученных путем глубокого понимания внутреннего мира человека, окружающей среды и всевозможных закономерностей.