Моббинг и буллинг как причина межличностного конфликта

Причиной межличностного конфликта в малой группе часто является моббинг. Моббинг (от англ. to mob - нападать толпой) - целенаправленное преследование человека. На конкретного человека специально организуются нападки, ущемляющие его достоинство; унижения с целью посеять страх и неуверенность; оскорбления, которые могут затрагивать моральные стороны взаимоотношений человека в группе. Впервые этот термин в таком значении применил шведский психолог и доктор медицины Ханц Лейман, занимавшийся в начале 80-х годов XX века исследованием микроклимата на рабочих местах (Соловьев, 2007).

Спустя десять лет, т. е. в 1991 году, появился термин «буллинг». Хотя моббинг и буллинг - схожие понятия, однако моббинг - это преследование человека со стороны руководителя группы, непосредственного начальника, который вовлекает других в систематическую и часто повторяющуюся травлю. Буллинг - это преследование одним из членов группы другого. Буллинг (англ.) -агрессия. Один из членов группы может выступать активной стороной и проявлять открытую агрессию в адрес другого члена группы.

Х. Лейман определил большое количество способов влияния на человека, типичных для моббинга. Основные из них, применяемые в малой группе взрослых людей, следующие: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание, грубые окрики и т. д. Здоровье и психическое состояние человека, подвергающегося моббингу, сильно страдают, так как появляются заболевания на нервной почве и чувство социальной неполноценности.

Примеры моббинга приводит известный советский педагог и новатор А. С. Макаренко. В 1920 году на Полтавщине он руководил детской колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Позднее в литературных трудах Макаренко вспоминал, что приходилось использовать жесткие методы воспитания, которые он считал непедагогическими. Метод, за который педагогу было стыдно, связан с групповой изоляцией личности. Группа договаривалась не разговаривать и всячески игнорировать конкретного воспитанника колонии. Макаренко подчеркивал, что данная практика применялась как крайняя и, как правило, к заядлым лентяям, беглецам из колонии, вороватым воспитанникам. Выдерживали данный метод далеко не все, если не единицы. В качестве негативных последствий метода следует назвать «психологический надлом человека». Не выдержав групповой изоляции, такой воспитанник отказывался от своих потребностей в сторону потребностей группы. Такую уступку можно назвать потерей индивидуальности. Человек уступал группе, соглашался и растворялся в ней. В последующем такой воспитанник становился марионеткой группы, готовой выполнять любые ее требования.

Во взрослой жизни моббинг как элемент социального конфликта наиболее часто проявляется при столкновении по вопросам власти, карьерного роста, денежного вознаграждения, распределения функциональных обязанностей и т. д.

Мотивы, побуждающие человека к моббингу в профессиональных малых группах (отдел, звено, бригада), следующие:

  • сознательная неприязнь к партнеру, причины которой коренятся в его культуре, воспитании, личностных особенностях;
  •  столкновение интересов, борьба за обладание ресурсами и властью;
  • зависть и ревность к члену группы;
  • желание руководителя «приструнить» строптивого сотрудника, проучить его, поставить на место;
  •  социальный заказ со стороны (желание освободить место для нужного человека) и т. д.

Преследование человека в моббинге может быть неосознанным, осознанным и управляемым. Наиболее агрессивным считается управляемый моббинг. В этом случае агрессивные действия предпринимаются группой нападающих с целью выполнения негласных установок руководителя группы.

В подростковой среде моббинг также встречается. Он может быть организован авторитетным подростком, а также взрослым, например учителем, классным руководителем, администрацией общеобразовательной школы.
Мотивы, побуждающие к моббингу и буллингу в подростковой среде:

  • бессознательная неприязнь к сверстнику. Он рассматривается как несимпатичный человек; моббинг чаще всего организуется в адрес подростка, имеющего физический дефект;
  • борьба за власть в неформальной подростковой группе;
  • предательство группы одним из ее членов (данная ситуация подробно описана в повести В. Железникова «Чучело»);
  • слабый подросток, не умеющий за себя постоять. В отношении слабого срабатывает животный инстинкт на его уничтожение;
  • желание подчинить самостоятельного подростка. Например, физически сильный двоечник тиранит, унижает отличника;
  • национальные признаки и вероисповедание жертвы (во взрослой среде данные мотивы проявляются редко).

Наличие моббинга специфически характеризует группу. Так, психологический террор и преследование обычно случаются в незрелом коллективе. Если для подростковых групп это явление частое и почти нормальное, то для взрослых - это серьезный сигнал неблагополучия эмоционального климата группы.

Моббинг и буллинг всегда осуществляются только с целью дискредитации индивида в группе - заставить его совершать грубые ошибки. Для этого используются морально сомнительные приемы от неприличных скрытых жестов до открытого унижения. Индивид, находящийся в плену моббинга, чувствует себя психологически раздавленным и часто срывается на ответные грубые действия. Однако жертва моббинга проигрывает, когда поступает по схеме «ты мне -я тебе». Так, грубость со стороны жертвы дает основание инициаторам тирании применять еще более жесткие методы воздействия.

Можно выделить следующие универсальные способы воздействия на партнера, применяемые в моббинге и буллинге в группе взрослых людей:

  1. вербальная агрессия (провокационные вопросы; лживые утверждения; утверждения, построенные на оценке характера человека, сомнения в уровне его интеллекта, эмоциональные нападки и угрозы; недоверие к его словам, их демонстративное игнорирование; обвинение в чем-либо, построенное «на песке» и др.);
  2. невербальная агрессия, которая сопровождается грубыми жестами и позами. Агрессор использует: указующий перст, сжатую кисть, резкие движения руками угрожающего характера, демонстративные отворачивания от партнера;
  3. демонстрация своего превосходства (грубое и надменное прерывание человека, выражение несогласия прежде, чем партнер успеет высказать собственную мысль; игнорирование объективных и обоснованных доводов и т. д.);
  4. действия, выражающие неприязненное отношение к личности (бойкот со стороны коллег; размещение на рабочем столе человека различных посторонних предметов; развешивание анонимных карикатур и др.);
  5. вспышки гнева, сопровождающиеся грубыми высказываниями, унижающими личность человека, провоцирующими его на ответное некорректное поведение;
  6. демонстративный отказ от предложений объясниться по спорным вопросам;
  7. специальное сокращение сроков выполнения человеком поручений либо нарочитая медлительность в принятии решений, касающихся выполненных им заданий;
  8. умышленное утаивание полной и достоверной информации, необходимой для деятельности человека;
  9. безосновательное занижение размера вознаграждения за выполненную работу;
  10. перемещение в кабинете рабочего места человека с целью его морального угнетения;
  11.  намеренное распространение ложной информации и слухов о человеке;
  12.  рассмотрение сфабрикованных жалоб и докладных, которые по объективным причинам не могут привести к наложению на человека дисциплинарного взыскания;
  13. действия, направленные против человека и квалифицируемые как сексуальное домогательство.
Ключевые слова: Конфликт, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Виды межличностных конфликтов в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Причины межличностных конфликтов в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Теория реального конфликта
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Манипулирование как источник межличностного конфликта
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Конфликт между личностью и группой
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Оставить комментарий