Личностные факторы мышления

В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева структура мышления включает 3 основных компонента: мотивационный, целевой (регуляционный) и операциональный. Мышление должно описываться в понятиях мотива, цели, задачи, действия, операции. Как считает О.К. Тихомиров, личностными факторами мышления являются операциональные смыслы, эмоции, мотивы и целеполагание.

Целевой компонент мышления заключается в построении плана будущих действий (представление о результате и способе его получения). Механизмом построения плана является целеобразование - постановка промежуточных целей на пути к достижению конечной цели деятельности. Например, «найти способ», «найти все возможные способы», «найти оптимальный способ», «найти принцип решения».

Операциональный компонент мышления включает: наличие операциональной основы (средств деятельности) и умение их использовать для построения новых действий и операций.

Мотивационный компонент мышления. Мышление побуждается внешними и внутренними мотивами. Внешние мотивы - избегания неуспеха, престижные, соревновательные, игровые и др. Для мышления специфичны и наиболее значимы именно внутренние (познавательные) мотивы - потребность в получении результата и нахождения способа его получения, желание узнать неизвестное. Решение задач полимотивировано - сначала оно может мотивироваться внешним мотивом, но в результате столкновения с препятствием возникает также и внутренняя мотивация. В затруднительные моменты решения задачи возрастает роль внешних мотивов мышления.

Процесс мышления начинается с возникновения проблемной ситуации и познавательных мотивов. Проблемная ситуация возникает, когда ранее применявшиеся способы не ведут к достижению необходимого результата и возникает новая познавательная потребность «А что мне делать дальше?», «Как быть?»
По мнению А. М. Матюшкина, проблемная ситуация включает:
а) познавательную потребность, побуждающую человека к познава-тельной деятельности;
б) неизвестное достигаемое знание или способ действия (предмет по-требности);
в) интеллектуальные возможности человека (творческие способности и прошлый опыт).

Проблемная ситуация не возникает, если для выполнения заданий достаточно усвоенных знаний и если наличные знания не позволяют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание.

Как показали исследования А.В. Брушлинского, познавательные мотивы появляются, если испытуемый выявляет проблемность задачи - противоречие исходных условий и требований задачи. Испытуемым предлагалась для решения задача «Что произойдет со свечой, если ее зажечь в кабине космического корабля, находящегося на орбите?» или «Если зажечь свечу в космическом корабле, находящемся на орбите, она довольно быстро погаснет, почему?»). Если задача для испытуемого не представляет никакой проблемы (слишком проста или сложна), то познавательные мотивы не формируются.

Если проблемность задачи для испытуемого выявилась, возникает побуждение к разрешению противоречия между указанным в формулировке угасанием свечи и отсутствием убедительных причин этого. Мотивирует разрешение противоречия операционная схема - схема умст-венных действий (операций), которые с разной степенью осознанности и неосознанности осуществляет человек в процессе решения задачи, соотнесение разных свойств познаваемого объекта. Получив от экспериментатора задачу, испытуемый прежде всего соотносит условия горения свечи на Земле и в Космосе - тем самым формирует операционную схему сопоставления разных условий горения и угасания свечи. Если испытуемый затрудняется сформировать операционную схему, это приводит к критике задачи.

Задачи-подсказки («Почему батареи водяного отопления располагают в комнате внизу?», «В каком месте у холодильника (кроме морозилки) самая низкая температура?») эффективны, если для ис-пытуемого возникла проблемность задачи, если им выявлено противоречие. Подсказка будет эффективной, если сформировалась познавательная мотивация и на данный момент она остается ненасыщенной. Если проблемность не возникает, то даже верно решенные задачи-подсказки не эффективны.

Если в ходе немгновенного инсайта (растянутого во времени) испытуемый обнаруживает свойство познаваемого объекта, открывающее перспективу разрешения проблемы, создается мотивация к дальнейшему анализу этого свойства и дальнейшему решению задачи.

Сотрудники О.К. Тихомирова Э.Д. Телегина и Т.Г. Богданова исследовали, как мотивы влияют на продуктивность мышления. Сравнивалось решение одних и тех же задач в разных ситуациях: а) выполнение нейтральной инструкции; б) решение задач в ситуации соревнования; в) решение задач в ситуации «исследование умственной одаренности». Чем более значимы для человека мотивы, тем выше продуктивность решения задач и оригинальнее ответы.

Как обнаружила Т.В. Корнилова, мотивация мышления проявляется в личностном смысле решаемой задачи (в отношении субъекта к задаче). Личностный смысл задачи (уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в ее решение) проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации эксперимента выражалось в возвращении испытуемого к эксперименту, в вовлечении в эксперимент других испытуемых, активное отношение к экспериментатору — в оценке его оценок, в поиске не названного экспериментатором скрытого смысла задачи, в изучении самого экспериментатора. Положительно коррелируют с решением задачи оценка задачи как интересной, решаемой, положительное эмоциональное отношение к задаче, активность этого отношения. Результаты решения задачи оказывают обратное влияние на отношение к задаче. Не решившие задачу начинали оценивать ее как неинтересную, не решаемую, т.е. оправдывали собственную неудачу.

Операциональный смысл - это специфическое индивидуальное отражение субъектом разных аспектов ситуации. Так, в результате исследовательских действий испытуемого один и тот же элемент проблемной ситуации выступает для него по-разному на разных этапах процесса решения. Сопоставление осязательной активности и речевого рассуждения слепых шахматистов доказало существование невербализованных и вербализованных смыслов, взаимодействие которых направляет поиск решения.

Влияние эмоций на мышление. Состояние эмоциональной активации предшествует обнаружению критического хода (при решении сложных шахматных задач), опережая словесное формулирование принципа решения задачи. Эмоциональная активация проявлялась в произнесении междометий («Ага!», Ой!» и т.п.) и падении сопротивления кожи (КГР). Т.е. рост эмоционального возбуждения — это эмоциональное предвосхищение решения задачи (чувство близости решения). Эмоциональная активация фиксирует зону поиска, сужает ее объем, изменяет характер поисковых действий, т. е. эмоции принимают участие в регуляции мышления. Если испытуемые выполняли простые, механические виды действий (складывали двузначные числа, считали вслух до ста), эмо-циональная активация не наблюдалась.

Интеллектуальные эмоции исследовал И.А. Васильев. Мышление при-водит к переходу от одного вида интеллектуальной эмоции к другой. На первом этапе мышления, анализируя ситуацию для достижения определенной цели, субъект обнаруживает противоречие между требованиями цели и своим опытом. Это противоречие переживается субъектом в форме эмоции удивления, которое связано с формулированием вопроса «как преодолеть противоречие». На следующей стадии мышления у субъекта формируются догадки, предположения для разрешения возникшей проблемы, что ведет к появлению характерной эмоции догадки. На третьей стадии мышления принятие или отклонение догадки требует проверки, что характеризуется сложной динамикой эмоций сомнения и уверенности. Принятие догадки ведет к полному преобладанию эмоции уверенности. На стадии доказательства возникают специфические эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности.

П.В. Симонов выделил следующие функции интеллектуальных эмоций:
1) Оценивающая функция. Интеллектуальные эмоции оценивают противоречие, вероятность правильности догадки, результат мышления.
2) Ориентирующая функция. Благодаря эмоциям происходит ориентация на существенные связи объекта мышления и ориентация относительно целей и мотивов субъекта. Эмоции регулируют мыслительный процесс.
3) Побуждающая функция. Эмоции являются пусковым моментом и катализатором мышления.

Интеллектуальные эмоции в первую очередь возникают в творческом мышлении в отличие от относительно рутинного мышления. Испытуемым предъявлялись различные задания: сосчитать слова в тексте, запомнить текст, выделить идею текста, сочинить стихотворение ли рассказ. Во время опыта записывалась КГР и частота пульса. Эмоциональная активация была наибольшей при выполнении задания четвертого типа.

Изменения в эмоционально-мотивационной сфере могут стать факто-ром нарушения мышления (Тепеницына Т.И.), в частности - резонерства (склонность к пустым и многословным рассуждениям, основанным на поверхностных аналогиях, возникающая при психопатии, шизофрении). Резонерский характер мышлению придает недостаточная критичность (недостаточно адекватный учет ситуации и места «я» в этой ситуации) в сочетании с повышенной тенденцией к самовыражению и самоутверждению. Мотивация таких людей является аффективно неадекватной.

Источник: 
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Темы: