Культурные горизонты Африки и Латинской Америки

Нет сомнения в том, что у африканской культуры высокий потенциал, но, во-первых, она пока недостаточно изучена и, во-вторых, у нее еще все впереди.

Из-за огромных различий культурного и социально- экономического развития между странами Африка не является целостным культурно-историческим регионом: северная часть материка — это как бы продолжение арабского Ближнего Востока; Западная и Центральная Африка (р-н оз. Чад) также не избежали распространения мусульманской религии и культуры (империя Канем-Борну в XI — середине XIX в.); на восточноафриканском побережье, где с XV-XVI вв. существовали государства, находившиеся под большим мусульманским влиянием (Килва, Момбаса и др.), ориентация на арабо-исламскую культуру остается в силе и сегодня.

Что касается внутренних областей континента, то там самобытная культура народов Африки сохранилась в большей мере.

Широкомасштабная колонизация, работорговля, массовый вывоз африканцев в качестве рабочей силы в Америку, конечно, не могли не нарушить естественный ход вещей. Аккультурация и аномия проявили себя на «черном континенте» разрушительно и во многом необратимо. Европейская экспансия и христианизация повернули вектор культурного развития Африки в сторону Запада.

Иной формой диалога с западным миром стало создание в 1847 г. независимого государства Либерии, основанного на западном побережье Атлантики чернокожими переселенцами из США. Но лишь в 1960-е г. начинается деколонизация, и слово «ухуру», которое на всех африканских языках означает свобода, знаменует эпоху освобождения Африки и открывает новую страницу ее истории и культуры.

Разумеется, имеет место и проникновение элементов африканской культуры в общемировую и западную. Африканцы — искусные скульпторы и ювелиры. Выразительные фигурки людей, животных и сказочных существ, резная деревянная мебель и утварь продолжают традиции древних мастеров, которые более тысячи лет назад славились оригинальными бронзовыми и терракотовыми статуэтками. Неслучайно работы по дереву Дж. Кекана и монументальная скульптура С. Кумало (оба из Южной Африки) получили европейское признание. Не менее известны искусство резчиков по камню и кости (слоновьи бивни) и такие ремесла, как чеканка, изготовление деревянных ритуальных масок, орнаментированных изделий из керамики, кожи, разноцветных бус, ожерелий из бисера, ковриков из шкур, плетеных циновок, глиняной посуды и т. п.

Разнообразно музыкальное, певческое и танцевальное искусство народов Африки — непременная принадлежность красочных праздников, в которые вплетены богатые фольклорные мотивы. Зажигательные, полные экспрессии ритмы распространились по всему миру.

В настоящее время культура африканских стран постепенно вновь обретает под собой национальную почву, возвращается к истокам, ценностям и нормам, определяющим ее единство и составляющим ее духовное ядро.

Культурная судьба стран Латинской Америки при всей близости к западнохристианской культуре сложилась во многом по-своему, что определялось и географическим фактором (принадлежность к Вест-Индии, как, например, Куба, или к Андским странам типа Перу) и этнодифференцирующими признаками и особенностями исторического развития (чьей колонией являлись, в сфере влияния какого государства находились или находятся).

Подобно тому как с севера на юг южноамериканского континента сменяются природно-климатические зоны, поражает богатством и разнообразием его культурный мир. Это причудливый сплав культуры местных индейцев, предки которых были создателями древних цивилизаций (самая выдающаяся из них — цивилизация инков, уничтоженная испанскими конкистадорами в XVI в.), культур испанцев и португальцев, основавших здесь свои колонии, и культуры африканцев, насильственно переселенных в качестве рабов для работы на плантациях.

Индейцы, как предполагают, переселились в Южную Америку из Северной более 11 тыс. лет назад в результате миграции, но сами они, скорее всего, были выходцами из Азии.

Легендарные руины города Чичен-Ицы на полуострове Юкатан в Мексике — хорошо сохранившийся археологический комплекс, дающий представление о таинственной древней цивилизации майя, существовавшей в Северной Америке в IV-XII вв. Грандиозное сооружение в Чичен-Ице — построенная тысячу лет назад пирамида Эль-Кастильо, или пирамида Ку-кулькана (посвящена Кукулькану, богу ветра и дождя в виде пернатого змея с человеческой головой). Руины другого крупного города майя — Ушмаля (Uxmal) тоже свидетельствуют о той высоте, которого достигло древнеиндейское искусство. Среди пирамид Ушмаля выделяется своей красотой овальная пирамида Волшебника, украшенная тонкими барельефами и декоративными узорами. В VII-X вв. на юго-западе Юкатана создаются памятники архитектуры в стиле, получившем название Пуук — по одноименной цепочке холмов. Нарядность и обилие декора объясняют еще одно название этого стиля: «индейское барокко».

В Южной Америке, в Перу, на высоте 2400 м (в сердце Анд) расположен город Мачу-Пикчу с сохранившимися фрагментами храма солнца и другими постройками (всего около двухсот) из камня. До вторжения на территорию империи инков испанцев в 1532 г. в Андах был не один высокогорный город. Памятники архитектуры инков поражают не только внешним величием (массивность и прочность конструкций), но и техникой обработкой камня и мастерством кладки плотно подогнанных друг к другу плит. Никакого скрепляющего раствора инки не применяли — громадные и тяжеловесные блоки держатся исключительно за счет собственного веса и силой сцепления (они настолько притёрты, словно спаяны), что вызывает закономерные вопрос, как это было сделано? Ведь для реализации такого рода работ требовались точнейший расчет и машинные приспособления чрезвычайно большой грузоподъемности. Что касается крепежа природных стройматериалов, то, по легенде, инки знали особый секрет, которые подсмотрели у местных птиц. Пернатые будто бы «приклеивали» свои гнезда к скальной породе с помощью сока некоего растения, застывавшего и намертво схватывавшего что камень, что дерево.

Настоящим символом смешения культур стал знаменитый карнавал, проходящий в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре — третьем по числу жителей городе Бразилии.

Ритмические пляски черной Африки сменяются зажигательной местной самбой, которая исполняется пять дней подряд, и танцами индейцев. Ну а милонгу и танго латиноамериканцы танцуют чуть ли не по любому поводу и случаю даже на улицах, как, например, в Аргентине.

Экспрессивно броская культура стран Латинской Америки нашла яркое воплощение как в литературе, так и в архитектуре и изобразительном искусстве.

Аргентинские писатели Х. Л. Борхес и X. Кортасар, бразильские А. Азеведу и Ж. Амаду, колумбийский Габриель Гарсия Маркес, нобелевский лауреат 1982 г., и др. ярко и неповторимо передали в своем творчестве душевную теплоту, поэтичность, самоотверженность и другие черты национального характера своих народов, бытовую реальность и карнавальную красочность, лукавый юмор и фольклорный вымысел, присущие всей латиноамериканской культуре.

Событием не только в латиноамериканском, но и в мировом изобразительном искусстве стал мурализм (мураль расписанная стена) — движение в живописи, представленное монументальными росписями общественных зданий мексиканских художников Д. А. Сикейроса, Д. Риверы, Х. К. Ороско и др. Эта живопись с гиперболизированной натуралистичностью возрождала древнюю культуру индейцев, ее ритмику и форму. Пиктографический реализм этих работ исполнен мощной пластики и насыщен фольклорно-аллегорическими мотивами.

Безусловным своеобразием отличается градостроительство, интересное как своей планировкой, развязками транспортных коммуникаций, так и архитектурой. В этом отношении показательны комплекс основных общественных зданий в Буэнос-Айресе, застройка столицы Бразилии г. Бразилиа по проекту знаменитого зодчего современности Оскара Нимейера. Но в своем классическом виде латиноамериканский урбанистический пейзаж предстает, конечно, в Рио-де-Жанейро — городе, который, пожалуй, лучше всего олицетворяет жизнерадостность и пестроту замечательной культуры четвертого по величине (после Евразии, Африки и Северной Америки) материка земного шара. И символично, что на этот праздник жизни, на ликующее буйство красок благожелательно взирает Иисус Христос — гигантская статуя (1925-1931) на горе Корковаду. Автор ее, Поль Ландовски, не бразилец и даже не латиноамериканец, а француз славянского происхождения, что, впрочем, нисколько не помешало ему глубоко выразить дух культуры Латинской Америки с ее тяготением к монументализму и органично увязать этот грандиозный памятник с мировой художественной жизнью.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Социальные и культурные изменения
Фролов С.С., Основы социологии
Культурное наследие
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Генотип российской политической культуры
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Русская культура 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Морфология культур О. Шпенглера
Монина Н.П., Культурология
Современная социокультурная ситуация
Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого
Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Культура и режиссура современного занятия в вузе
Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для...
Оставить комментарий