Культура CССР в 1920 – 1930 года

Культура в 20-е гг.  Культура 20-х гг. являла собой движение разнородных, противоположных потоков. Еще продолжался творческий расцвет представителей Серебряного века, воспевавших метание души. Максимально благоприятный период наступил для многочисленных радикальных групп, стремящихся к революционному преобразованию мира с помощью искусства. Формировалась и большевистская политика со своими целями и средствами.

В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения», в соответствии с которым создавалась единая двухступенчатая школа (первая ступень — пять лет обучения, вторая — четыре года). Ее важнейшими принципами стали связь обучения с производственным трудом, преемственность ступеней образования и воспитания.

Революция открыла возможности для педагогического творчества. Педагогические теории 20-х гг. ориентировали школу на воспитание сильной и цельной личности, способной на открытия, борьбу и совершенствование интеллектуальных и нравственных качеств.

Несмотря на педагогические и идеологические перегибы, новая школа имела ряд преимуществ в сравнении с дореволюционной: она была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка.

По переписи 1926 г., доля грамотного населения по сравнению с дореволюционным временем выросла вдвое и составила 60,9 %. Хотя разрыв по уровню грамотности между городом и деревней (соответственно 85 и 55 %), а также между мужчинами и женщинами (77,1 и 46,4 %) еще сохранялся.

Однако образование рассматривалось большевиками как форма борьбы за социализм и было в значительной степени политизировано. В 1921 г. в школах было введено «Обществоведение» — учебный предмет, созданный для обоснования правильности исторического пути, выбранного большевиками.

В сфере высшего образования были отменены диссертации, научные степени и звания, часть учебных курсов как непролетарские. Посещение занятий каждым студентом стало необязательным. Учебные дисциплины студенты изучали самостоятельно в группах по пять-шесть человек так называемым бригадным методом. В результате большинство выпускников оставались недостаточно образованными.

Значительный шаг вперед был сделан в сфере естественно-научного и технического образования. Гуманитарные дисциплины трансформировались в соответствии с принципами марксизма. Вместо закрытых исторических факультетов создавались факультеты общественных наук.

В 20-е гг. в большевистской России еще продолжали творить представители Серебряного века (А. А. Блок, А. А. Ахматова, М. А. Волошин, Е. И. Замятин, В. Г. Короленко, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков и др.). Однако направления развития литературы и искусства определяли революционные личности, такие как В. В. Маяковский, А. С. Серафимович, К. С. Петров-Водкин и др.

Большевистское руководство поддерживало авторов, произведения которых воспевали труд, коллективизм, были наполнены такими универсальными моральными качествами, как доброта, честность, великодушие, взаимопомощь и т. д. Их культурно-просветительная работа бесконечно превосходила по масштабам работу царского правительства. Например, если в 1913 г. в России насчитывалось всего 237 клубов и народных домов, то к 1922 г. — 12,2 тыс. Однако идеология и практика большевиков основывались на идее классовой борьбы, их политика в области культуры постоянно переходила грань этики и эстетики и оборачивалась борьбой с политическими противниками.

Одной из сторон политики большевиков в области искусства являлось изменение социального состава интеллигенции: ее ядром становились молодые горожане, рабочие и крестьяне. Поэтому в новом искусстве на протяжении 20-х гг. боролись друг с другом две тенденции: одна — прямого революционного натиска, вторая — более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. Первую тенденцию отражали Пролеткульт и разного рода авангардистские группы.

Пролеткультовцы хотели взять в свои руки руководство культурно-просветительной деятельностью и всеми отраслями пролетарского искусства, выступали за полную самостоятельность и независимость от власти. Для большевиков, победивших на полях войны, этот революционный «анархизм» был неприемлем. Еще в декабре 1920 г. в «Правде» появилось письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах», в котором было высказано отрицательное отношение РКП(б) к пролеткультовской идеологии. Естественно, после этого последовали организационные выводы, и в течение последующих четырех лет число региональных организаций Пролеткульта сократилось с 300 до 77. К 1925 г. на местах осталось всего шесть пролеткультовских отделений.

В какой-то мере преемницей Пролеткульта стала возникшая в 1920 г. Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП), а с 1925 г. сложившаяся на ее основе Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Рапповцы оценивали литературные произведения, исходя не из художественных достоинств, а с точки зрения идеологии и социального происхождения авторов. Все отклонявшееся от догматов официальной идеологии и вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось чуждым. Хотя в целом рапповцы были менее радикальны, чем пролеткультовцы. В отличие от членов Пролеткульта они призывали к учебе у классиков. Основным принципом своей деятельности РАПП провозгласила строгое следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, за внедрение партийной идеологии в массы.

Авангардистское коммунистическое направление в литературе и искусстве было представлено литературно-художественным объединением «Левый фронт искусств». Оно возникло в конце 1922 г. Его лидером был В. В. Маяковский.

Противоположную точку зрения на советское искусство отстаивали члены возникшей в 1923 г. литературной группы «Перевал» — М. М. Пришвин, В. П. Катаев, А. Веселый, И. И. Катаев, А. Г. Малышкин. Они выступили за сохранение преемственности с традициями русской и мировой культуры. К «перевальцам» по этическим пристрастиям примыкали «Серапионовы братья», куда входили писатели К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. В. Иванов, В. А. Каверин, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, Е. И. Замятин, В. Б. Шкловский.

Театры 20-х гг. разительно отличались друг от друга — по тематике, жанрам, стилю. Продолжал работать Московский художественный театр — театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Психологическую линию МХАТа развивал также режиссер А. Я. Таиров. В то же время огромной популярностью пользовался театр В. Э. Мейерхольда, провозгласившего полное разрушение старого искусства и создание на его развалинах нового. Путем «фантастического реализма» шел Е. Б. Вахтангов. Экспериментировала со спектаклями для детей Н. И. Сац.

Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925–1927 гг. стали постановки революционных пьес «Шторм» В. Н. Билля-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Разлом» Б. А. Лавренева, «Бронепоезд 14–69» В. В. Иванова.

Тем не менее прочное место в репертуаре театров занимала классика (пьесы A. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. М. Горького).

Мировой уровень демонстрировал советский кинематограф, первооткрывателями которого стали С. М. Эйзенштейн («Броненосец „Потемкин“», 1925), Д. Вертов, B. И. Пудовкин («Мать», 1926) и др.

20-е гг. были временем большого разнообразия художественных стилей. Еще функционировали «Товарищество передвижных выставок», Союз русских художников. Небезуспешно искал себя в новой России вдохновитель группы «Мир искусства» А. Н. Бенуа. Однако в духе времени появились Ассоциация художников революции, Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Многие молодые художники избрали своими темами революцию и труд (Б. В. Иогансон, М. Б. Греков, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека). Хотя расцвел также авангардизм (живопись К. С. Малевича, В. В. Кандинского, М. 3. Шагала). Те же, кто получил академическое дореволюционное образование, (Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. К. Соколов, Н. А. Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин и др.), предпочитали лирические пейзажи, сцены семейного быта и портреты близких.

В архитектуре доминировал конструктивизм. Это было направление, возникшее в начале XX в. в Европе и России одновременно. Однако революция в России создала максимально благоприятные условия для его развития. Такие принципы конструктивизма, как рациональность, функциональность, оптимальность, соответствовали задачам индустриального развития и экономии.

Архитекторы создавали дома, где индивидуальная квартира — это всего лишь место для ночлега, а жизнь протекает за пределами ее стен. Конструктивисты разрабатывали проекты удобной в пользовании посуды, мебели. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели осуществление демократичности.

Важный этап монументальной пропаганды начинается с середины 20-х гг. Скульпторы основное внимание стали уделять созданию монументов, изображающих руководителей партии и государства.

Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 20-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Об этом красноречиво свидетельствовала выставка 1928 г., посвященная десятилетнему юбилею революции. Здесь впервые были показаны напряженно-драматичная композиция И. Д. Шадра («Булыжник — оружие пролетариата») и работа В. И. Мухиной «Крестьянка».

Многократно возросло число музыкальных школ и училищ. Начинает развиваться и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной армии и флота создаются хоровые и драматические кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные инсценировки на политически актуальные темы.

С 1925 г. усилилось идеологическое давление на деятелей культуры. ЦК РКП(б) в резолюции от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» призвал поэтов и писателей создавать произведения, «близкие пониманию миллионов трудящихся». Работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен более жесткий контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

В мае-июне 1928 г. состоялось Всесоюзное совещание при ЦК ВКП(б) по вопросам агитации, пропаганды и культурного строительства. Идеологически чуждые власти творческие союзы и организации закрывались, а их члены высылались в отдаленные районы.

В конце 20-х гг. в искусстве началась смена поколений, росло число молодых писателей и художников, еще не освоивших дореволюционный уровень мастерства, но уже «идеологически выдержанных». Творческая интеллигенция становилась идеологическим ресурсом власти.

Время художественных экспериментов закончилось, Это не означало, что дальнейшие годы не дали новых достижений. Просто сузилась «территория» разрешенного творчества.

После окончания Гражданской войны выросли возможности государства по стимулированию научно-технического развития. В июне 1921 г. в Москве прошла Всероссийская конференция по проблемам развития высшей школы. По материалам конференции СНК РСФСР принял постановление «О мерах к поднятию научно-технического знания в стране и улучшению уровня жизни инженерно-технических работников РСФСР». В августе 1921 г. советское правительство приняло постановление о содействии научным обществам в деле разработки и широкого освещения технических и хозяйственно-организационных вопросов, в проведении съездов и совещаний, издании соответствующих печатных органов. В течение нескольких последующих лет были приняты декреты «Об улучшении быта ученых» (1921), «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников» (1922) и др.

Государственное финансирование по объемам превосходило дореволюционные государственные расходы и траты меценатов, вместе взятые. В результате при крайней скудости материальных ресурсов в 20-х гг. наблюдался организационный бум в создании вузов и научных учреждений. Их численность выросла до 800 — почти в пять раз.

В середине 20-х гг. в научном сообществе началась смена поколений. Появление молодежи, охваченной идеями преобразования мира, поддержка науки властью и творческая свобода породили, по словам В. И. Вернадского, «взрыв научного творчества». Выдвигалось множество новых идей и концепций, легко пересекались дисциплинарные границы.

Обеспечивая институты и вузы материальными средствами, государство в 20-е гг. в «творческую мастерскую» ученых не вторгалось. Однако с 1929 г. начинается установление строгого контроля за работой ученых. В Академию наук включаются «коммунистические академики», старые специалисты с оппозиционными взглядами подвергаются арестам. В 1936 г. в АН были влиты структуры Коммунистической академии. Планы научной работы теперь строго согласовывались с потребностями государственного планирования.

Культура в 30-е гг

Особенностью культуры 30-х гг. стало резкое усиление идеологического контроля. Если раньше политика ВКП(б) состояла в устранении из сферы культуры открытых идеологических противников и вмешательство в сферу творчества было минимальным, то в начале 30-х гг. партийно-государственное давление на творческую интеллигенцию многократно возросло.

Новая идеология оказалась очень светлой и жизнеутверждающей. Она наполняла искусство революционным порывом, оптимизмом, верой в созидательные способности человека, красотой будущего социалистического общества и необходимостью борьбы за эту великую цель. В развитии культуры был сделан качественный шаг вперед. Многократно увеличилось число театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, библиотек, развивались киносеть, художественная самодеятельность. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Резко возросли тиражи газет и книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет, почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. В 30-е гг. произошел переход от увлечения абстрактными коммунистическими идеями к традиционным ценностям отечественной культуры.

Однако все индивидуальное, сомнения и переживания, размышления о вечности отходили на второй план. В результате литература и искусство были лишены возможности выполнить одну из своих основных функций — быть индикатором самочувствия общества.

Школьная политика ВКП(б) изменилась. На основании постановлений ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (от 5 сентября 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (от 25 августа 1932 г.) в школу были возвращены дореволюционные методы обучения: уроки, предметы, оценки. В 1935 г. при непосредственном участии Сталина был создан школьный учебник истории, и этот предмет стал основным в идеологическом воспитании школьников. Прежние педагогические эксперименты были объявлены «левацким уклоном» и «скрытым троцкизмом». В школе вводились твердая дисциплина и наказания. Педагогические искания 20-х гг. ушли в прошлое.

В 1930 г. начался и через три года завершился переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько было создано в царской России за 200 лет. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В 1939 г. количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет увеличилось почти до 90 %. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1930 г. восстанавливается обязательное посещение студентами всех видов университетских занятий — лекций, семинаров, лабораторных занятий. Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. осудило бригадно-лабораторный метод и другие «перегибы и извращения» в организации учебного процесса. Вновь вводились вступительные экзамены, твердые учебные планы, зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы, увеличивалось время на изучение общетеоретических дисциплин, соответственно сокращалась производственная практика. С 1933 г. восстанавливались ученые степени и звания, была возвращена защита диссертаций. Тогда же снимаются ограничения на получение образования «социально чуждыми элементами» — выходцами из высших классов. Подготовленные в 20-е гг. в вузах специалисты оказались недостаточно компетентными.

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в СССР составляло 170 тыс., а в 1940 г. — уже 810 тыс., из них более 200 тыс. обучалось в технических вузах. Хорошо зарекомендовавших себя инженерно-технических работников быстро выдвигали на ответственные посты. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки, 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало роспуск существующих творческих объединений и создание новых творческих союзов, куда бы вошли все «поддерживающие платформу советской власти и стремящиеся участвовать в социалистическом строительстве». Первый такой союз возник в том же году — Союз композиторов СССР, в 1934 г. был создан Союз писателей СССР. Вскоре начали работу Союз архитекторов СССР, Союз советских художников. Одновременно с появлением творческих союзов был установлен контроль над их деятельностью. Для руководства художественным творчеством в 1936 г. при правительстве был образован Комитет по делам искусства. Многоцветье различных жанров и стилей прекратилось.

Члены творческих союзов получали определенные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества и мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы и пр.). Отклонение члена союза от партийной линии влекло за собой исключение из союза, лишение всех благ и возможности публиковать свои произведения. В таких случаях уже изданные произведения изымались из библиотек, картины — с художественных выставок, из музеев. Эти писатели и художники подвергались травле, информационной блокаде. Многие были репрессированы (только в Союзе писателей — 600 человек).

Обязательным художественным методом новых творческих союзов стал метод социалистического реализма, основы которого были разработаны председателем Союза писателей А. М. Горьким. В отличие от русского классического реализма с его критикой социальных пороков, социалистический реализм был рассчитан на восхваление будущего социалистического строя, советского человека, стремящегося к труду, любящего свой коллектив и родину Основным содержанием советского искусства стали революционная борьба народа, человек-труженик, строительство жизни на основе социальной справедливости. Фактически создавалась социокультурная мифология. В течение 30-е гг. художники и писатели, режиссеры и композиторы, архитекторы и скульпторы под руководством ВКП(б) сформировали очень привлекательный образ Советского Союза и советского народа. Жизнь представала красочной и счастливой. Реальная жизнь в СССР была бесконечно сложнее, чем она изображалась в кино, литературе и театре.

Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии, патриотизм, любовь к народу и ненависть к классовым врагам. Главными критериями оценки художника стали не профессиональное мастерство и творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета.

Тем не менее даже в тех неблагоприятных условиях для свободного творчества отечественная культура продолжала развиваться. В примитивности и бесконфликтности советского искусства была своя красота, и большинство советских людей его с готовностью принимали.

С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.

По степени воздействия на население на первое место в 30-е гг. выдвинулось кино. Производство кинофильмов от написания и утверждения сценария до монтажа находилось под жестким контролем цензуры. Фильмы должны были не только воспевать достоинства советского общества, но и критиковать «частные недостатки».

Большое влияние фильмов на зрителей объясняется тем, что на этом поприще творили блистательные мастера: документалисты Д. Вертов, Э. И. Шуб, П. К. Новицкий, А. М. Згуриди, авторы музыкальных комедий Г. В. Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»), И. А. Пырьев («Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух»). Тему революции и Гражданской войны разрабатывали Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг («Трилогия о Максиме»), Е. Л. Дзиган («Мы из Кронштадта»), Ю. Я. Райзман («Последняя ночь»), А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц («Депутат Балтики»), М. И. Ромм («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»), Г. Н. и С. Д. Васильевы («Чапаев»). В те годы были созданы такие патриотические фильмы, как «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, «Суворов» и «Минин и Пожарский» В. И. Пудовкина, «Петр Первый» В. М. Петрова.

Не менее важным средством воздействия являлась музыка. Число музыкальных школ и училищ многократно возросло. Развивалась музыкальная самодеятельность.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигло песенное творчество. На этом поприще творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии этих авторов были у всех на слуху. Вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославлявшие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал многим реалиям жизни, но их романтико-революционная приподнятость оказывала на человека сильнейшее воздействие.

В 30-е гг. были достигнуты успехи в оперном искусстве: поставлены оперы «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939), «Семен Котко» С. С. Прокофьева (1939).

Сформировалась советская балетная школа (М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепешинская).

Выдвинулись молодые дирижеры Е. А. Мравинский, Б. Э. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др.

Профессия композитора ценилась очень высоко: все крупные композиторы имели почетное звание народного артиста СССР. Однако в целом судьба оперной, симфонической и камерной музыки складывалась неоднозначно. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. В результате творчество таких новаторов, как, например, Д. Д. Шостаковича, подвергалось официальной критике за «формализм».

Несмотря на официальные стеснения, талантливые произведения создавались в литературе. А. М. Горький закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». Вернувшийся из эмиграции A. Н. Толстой уже на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр I» и другие произведения, соответствовавшие потребности власти в синтезе коммунистической идеологии и национальной культуры. М. А. Шолохову предоставили возможность опубликовать роман «Тихий Дон», неоднозначно трактующий трагедию Гражданской войны, и первую часть «Поднятой целины», воспевающую коллективизацию. Булгаков также получил сталинское одобрение пьесы «Дни Турбиных», написанной с симпатией к белому офицерству. Развивалось творчество Л. М. Леонова, А. П. Платонова, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского и многих других писателей. В эти годы благодаря творчеству К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева наступает расцвет детской и юношеской литературы, чему в немалой степени способствовало бегство в эту литературу тех, чье творчество не вписывалось в жесткие рамки социалистического реализма. Детская литература рассказывала об общечеловеческих ценностях: о доброте и благородстве, честности и милосердии, семейных радостях.

Произведения, не отвечавшие требованиям социалистического реализма, не издавались. Такая участь постигла ряд работ Е. И. Замятина, О. Э. Мандельштама, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др.

На развитие театра, в том числе в мировом масштабе, огромное влияние оказало творчество целой плеяды талантливых режиссеров — К. С. Станиславского, B. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, А. Д. Попова и др.

С большим успехом на сценах шли пьесы «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова, «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К. А. Тренева.

Большой популярностью пользовались актеры старшего дореволюционного поколения. Одновременно получали известность и молодые талантливые актеры.

В 1936 г. было учреждено звание «Народный артист СССР». Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.

Наивысшую оценку получали спектакли так называемой ленинианы, в которых был представлен образ В. И. Ленина. Практически всегда имели успех любые спектакли по пьесам основоположника социалистического реализма А. М. Горького.

Советская живопись в основном была пафосной. Появилось несметное множество жанровых сценок, повествующих о борьбе большевиков в условиях царизма, о революции и Гражданской войне, о строительстве социализма в городе и деревне. Изображались гигантские стройки, праздничные шествия и демонстрации. В 30-е гг. сформировался новый тип героя — ударник и воин. Изменилось восприятие и самой революции: от стихийного процесса к тщательно запланированной акции партии большевиков во главе с вождями.

В архитектуре на место простого и демократичного конструктивизма стал выдвигаться неоклассицизм. Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий — министерств, театров, партийных учреждений и т. п. Новый стиль был составной частью общеевропейской волны неоклассицизма. Во второй половине 30-х гг. это направление усилилось, в результате чего появился сталинский ампир. Неоклассика была призвана выразить силу и мощь государства. Это был стиль, создававший торжественность. В моду входят пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства. Наиболее ярко советский стиль архитектуры проявился в столице.

В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство. Вершиной развития этого вида творчества стала композиция «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, изготовленная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

Темы: СССР, Культура
Источник: А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических ВУЗов): Питер; СПб; 2013
Материалы по теме
Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХ в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Культурологическая мысль в СССР
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Генеральная линия советской культуры
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Этнополитический процесс в советское время
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Концепция «осевого времени» Карла Ясперса
Монина Н.П., Культурология
Кросс культурная психология
Мацумото Д., Психология и культура
Оставить комментарий