Теория локальных цивилизаций А. Тойнби представляет вместе с концепциями Данилевского и О. Шпенглера одну в ту же линию в культурологии. В своем анализе человеческого общества английский ученый руководствовался теми же самыми мировоззренческими установками. Однако, его теоретические выводы существенно отличаются от постулатов предшественников, в прежде всего по тем позициям, о которых речь шла выше. А. Тойнби удалось сгладить слабые места «шпенглеровско-данилевского» подхода, показать его методологическую продуктивность и в известной мере реабилитировать принципиальные установки.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) - английский историк и социолог. Всемирную известность ему принесло 12-томное исследование под названием «Постижение истории», в котором он изложил свои взгляды на историю и культуру человечества.
По мнению А. Тойнби, человечество как природный феномен предстает в виде совокупности отдельных дискретных единиц, социальных организаций - локальных (в самом непосредственном значении этого термина) цивилизаций, а исторический процесс, круговорот таких образований. Цивилизации уподобляются биологическим видам, обитающим в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация привязывается к географическим условиям (имеет свой ареал распространения), которые играют существенную роль в создании ее своеобразия. Так же как и любой биологический организм, историческое существование цивилизаций проходит несколько фаз: энергия «жизненного порыва» стимулирует возникновение и рост, когда же «жизненные силы истощаются», то наступают надлом, упадок и разложение. Однако полностью от начала до конца цикл проходят далеко не все народы. А. Тойнби уверен, что каждая цивилизация проделывает свой, только ей свойственный путь: некоторые погибают, не успев достигнуть апогея, другие, возникнув, останавливаются в развитии, застывая в монотонном повторении одного и того же, третьи в кульминационный момент мгновенно рушатся.
Таких локальных цивилизаций, состоявшихся относительно самостоятельных общественных формообразований, в истории человечества А. Тойнби насчитывал 21. (Названия и число цивилизаций от тома к тому варьируется. В конце исследования А. Тойнби общее количество сокращается до 13, при этом увеличивая число сохранившихся до 7(8)):
- египетская,
- шумерская,
- минойская,
- китайская,
- индская
- хеттская
- сирийская,
- эллинская,
- вавилонская,
- майянская,
- андская,
- дальневосточная (основная)
- и дальневосточная (Корея и Япония).
- западная, (основная),
- православно-христианская,
- православно-христианская (в России),
- индуистская,
- юкатанская,
- мексиканская,
- иранская,
- арабская.
До настоящего времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций:
- китайская,
- индийская,
- исламская,
- русская,
- западная.
Возникновение (генезис) культур - очень сложный процесс, необходимо стечение различных условий. Ни расовый тип, ни географическая среда («ареал»), ни политико-экономические предпосылки не играют решающего значения. Цивилизации рождаются в результате мутаций и зависят от сложной комбинации множества причин. Предсказать заранее появление новой культуры, как и то, насколько она станет влиятельной и достигнет расцвета очень труд но. Огромную роль в «исторической драме» играет закон «Вызова-и-Ответа».
«Вызов-и-Ответ» - центральная категория в культурологической концепции А. Тойнби. Рождение и прогресс цивилизации определяется этими категориями. С их помощью английский историк описывает динамические процессы, происходящие в культуре. Суть закона сводится к следующему. Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать существованию культуры. «Вызов» - это своеобразное вопрошание Божественного Провидения к человеку. «Вызов» каждый раз приобретет различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные условия так и враждебность других народов. «Вызовы» со стороны среды обитания необходимы: они стимулируют творческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях пребывают в прозябании, прогресс в них затормаживается.
На «Вызов» должен последовать ответ. По сути дела вся история человечества - это беспрерывная череда «Вызовов» и «Ответов». «Ответ» - это реакция на конкретный исторический запрос. Он должен быть адекватен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой. Варианты «Ответа»: переход к новой хозяйственной модели, изменение места жительства, создание оросительных система, интенсивное формирование определенного сословия (напр., воинского), создание новой религии, развитие техники и пр. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность той или иной цивилизации найти «Ответ» и предложить положительное решение в силу утраты творческих энергии порождает общественные деформации и аномалии, которые копятся и приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению. Культура развивается до пор пока не прервется цепочка «Вызовов». Тойнби настаивает: гибель цивилизации вероятна, но не неизбежна.
«Ответ» на «Вызов» дают люди. Они несут ответственность как за взлет, так и за падение культуры - «надлом», «разложение» и исчезновение. В авангарде Цивилизации стоят творческие личности, влияющие на ход истории. Это - пророки, жрецы, философы, ученые, политические деятели, полководцы, художники и пр. Тойнби считает, что именно «творческое меньшинство» (элита), обладая талантом и энергией, дает «Ответ» на «Вызов», т. е. аккумулирует положительный опыт, выдвигает новые идеи и самоотверженно реализует их, увлекая за собой большинство. Обладая стратегически правильным даром предвидения, такие люди завоевывают авторитет у современников и на волне энтузиазма завоевывают власть. Однако элита тяготеет к замкнутости к обособлению от остальной части населения что ведет к вырождению (в прямом и переносном смысле этого слова). Чтобы удержаться у власти, «господствующее меньшинство» применяет силу В этой ситуации возникают «раскол в душе» и «душевный самотек» - отчуждение между членами общества растет осознание несправедливости социального мироустройства, творческие люди обращаясь к «другой правде» не участвуют в культурном созидании, Скапливается пролетариат.
Пролетариатом А. Тойнби называет вялое, не способное ни к самостоятельной творческой активности, ни к упорному труду, ни к защите отечества большинство. Если культура деградирует, то в ней увеличивается пролетариат. Пролетариат бывает внутренним - слой людей, готовых к возмущениям и беспорядкам в любой момент, коль скоро их желания вести праздную паразитическую жизнь не будут исполняться. Они угрожают культуре изнутри. На границах же цивилизации скапливается внешний пролетариат — народы, которые еще находятся на первобытной стадии развития. Цивилизация рушится, раздираемая собственными противоречиями под натиском варварской энергии внутреннего и внешнего пролетариатов.