Команда - разновидность коллектива

Особой разновидностью коллектива является команда, которая создается для решения наиболее сложных задач — выполнения специальных функций, разработки важнейших проектов, содействия творчеству (вовлечение в него, обмен информацией, обучение). В преуспевающих фирмах могут быть десятки специальных команд, кружков качества и т. п.

Обычно команда представляет собой малую группу, объединяющую лиц с разнообразными знаниями и навыками (что дает им возможность учиться друг у друга).

Можно говорить о следующих основах классификации команд:

  1. в соответствии с периодом деятельности (постоянные или временные);
  2. в соответствии с характером решаемых задач (управленческие, экспертные, производственные);
  3. в соответствии с внутренним социокультурным контекстом (по степени сплоченности, по характеру распределения власти);
  4. в соответствии с особенностями лидера (с постоянным, с меняющимся);
  5. в соответствии с целями деятельности (например, для решения экстренных задач; для решения проблем, находящихся на стыке интересов нескольких субъектов, и др.);
  6. в соответствии с особенностями организации работы (команды из лиц, работающих совместно, и дистанционные команды, участники которых находятся на расстоянии друг от друга и могут представлять как одну, так и разные компании).

Члены команды должны обладать;

  • готовностью сотрудничать, понимать и принимать общие цели, воспринимать мнения других, взаимным доверием;
  • общими целями;
  • умением выявлять и решать проблемы;
  • склонностью к обучению и самообучению, обмену информацией;
  • коммуникабельностью, открытостью, сплоченностью;
  • высоким уровнем специальных знаний;
  • стремлением к достижению лучших результатов;
  • ответственностью.

Команда характеризуется:

  • во-первых, непостоянством состава и лидеров, которые могут меняться в зависимости от характера решаемой задачи (это не распространяется в полной мере на высшее руководство фирм, сегодня также зачастую выступающее командой);
  • во-вторых, полной ответственностью лидера, как самого компетентного в соответствующих вопросах члена команды, за порученное направление деятельности, возложением на официального руководителя функций организатора и координатора всей работы;
  • в-третьих, особо высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом участников по сравнению с коллективом обычного подразделения, их подбором не только в зависимости от знаний, опыта, специальности, но и с учетом психологической совместимости, взаимопонимания;
  • в-четвертых, принятием участниками основных решений совместно, после всестороннего обсуждения, причем лицо, ответственное за определенное направление, имеет решающий голос.

Команда вырастает из рабочей группы, где каждый индивидуально выполняет свои задания, обмениваясь с другими информацией и опытом. Если ее участники так и не сумели наладить реальное сотрудничество, они являются псевдокомандой, а если лишь осознали его необходимость - командой потенциальной. Настоящей командой они становятся, если имеют общие цели, задачи, владеют эффективными методами организации совместного труда. Такая команда может считаться высокоэффективной, если будет способствовать росту возможностей своих участников и покажет превосходящие других результаты.

Работа в команде должна соответствовать интересам и способностям человека, быть достаточно сложной, разнообразной, максимально использовать творческий потенциал, давать возможность самостоятельно принимать решения, определять методы их реализации, обеспечивать обучение и повышение квалификации, формировать чувство ответственности, справедливо вознаграждаться.

Рассмотрим различия команды и обычного трудового коллектива (табл. 7.1).


Команды создаются на всех уровнях организации, но особое место среди них занимает команда высших руководителей (top management), занимающихся наиболее важными и сложными проблемами, которые не в состоянии решить больше никто:

  • принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию;
  • определяет политику в области их стимулирования;
  • совершенствует систему управления и ее отдельные элементы;
  • определяет направление внешних связей и т. п.

Это требует от каждого участника хорошего знания, понимания общей ситуации. Поэтому здесь важную роль играет свободный обмен информацией, объем, полнота и точность которой намного превышают те, которые нужны для оперативного руководства.

В помощь команде высших руководителей часто создаются специальные аналитические команды, которые наблюдают за различными процессами, дают им оценку и разрабатывают варианты решений.

Сложность командной работы сегодня обусловлена отсутствием необходимой культуры совместной деятельности, ориентацией большинства систем вознаграждения на поощрение индивидуальных результатов, стремлением к лидерству, соперничеству.

Наиболее же простой формой командной работы на низовом уровне являются получившие в последнее время распространение в США так называемые самоуправляемые бригады.

Обычно они состоят из 5-15 человек, работающих на завершающих участках технологической цепочки, где выпускается готовая продукция. Администрация предоставляет им право самостоятельно составлять графики работы и отпусков, заказывать сырье и материалы, принимать в коллектив новых сотрудников.

Ключевые слова: Команда, Коллектив
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Ролевая структура детского коллектива
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Концепция равновесия и принцип согласованного оптимума
...
Социально-психологический климат
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Понятие социально-психологического климата коллектива
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Проблема формирования управленческих «команд» в подготовке менеджеров
...
Коллектив
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Сущность коллективного поведения
Фролов С.С., Основы социологии
Общие критерии отбора кандидатов в команду
...
Оставить комментарий