Команда как малая группа

Термин «команда» обрел научное звучание лишь в самые последние десятилетия. Появился термин во многом благодаря исследованиям в области психологии управления. Считается, что эффективный менеджмент зависит от наличия сформированной команды. Именно поэтому в литературе много места уделяется исследованиям «командообразования».

В трактовке команды немало общего с описанием коллектива. Сходство можно обнаружить в работах отечественных авторов прошлых лет. Так, команда - это группа высокого уровня развития, сходная по своим социально-психологическим характеристикам с коллективом. Команда ориентирована на общественные ценности, которые являются личностно значимыми для ее членов. Межличностные отношения в команде опосредованы общественно значимой деятельностью. Таким образом, в команде есть признаки, свойственные коллективу: коллективизм, контактность, ответственность, открытость, организованность...

Существуют отличия, которые являются принципиальными для команды. В частности, командой может быть преступная группа, ориентированная на личностное обогащение. Главное в команде -это высокий профессионализм каждого члена группы и группы в целом. Также признаком команды является взаимозаменяемость умений членов группы. Следовательно, преступная группа может быть командой, если в ней высокий профессионализм членов группы соседствует с их взаимозаменяемыми умениями.

Каждый член команды в случае необходимости может выполнять действия другого. Например, в команде, управляющей предприятием, главный бухгалтер в ситуации необходимости может подменить экономиста, который способен подменить главного инженера, а тот в свою очередь, может выполнять функции главного бухгалтера и т. д. Итак, команда - это группа высокопрофессиональных людей с взаимозаменяемыми умениями. Главное в команде - это способность членов группы подменять партнера в его умениях или должностных обязанностях.

Таким образом, команду фактически можно рассматривать как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности. Исследование команд, безусловно, чрезвычайно актуальное и перспективное направление работы с группами. Многообразные вызовы современного мира все более требуют от людей именно высокопрофессиональных форм взаимодействия.

Термин «команда» относит группу к профессиональной деятельности. Однако возможна группа детей, которых называют «дворовая команда». В спортивной детской команде можно наблюдать взаимодополняемые умения. Например, футбольный вратарь в случае необходимости становится полевым игроком, защитник переходит в нападение, а последний - в защиту. Таким образом, взаимозаменяемость игроков в спортивной группе как нельзя более полно отражает процессы, происходящие в классической команде.

Итак, в команде узкая специализация не приветствуется. Наоборот, здесь широкая специализация с умениями в различных сферах деятельности: финансовой, технической, управленческой, коммуникативной, спортивной и т. д. В России типичным примером команды, отвечающей вышеобозначенным характеристикам, было управление ОАО «Норильский никель». Костяк команды после приватизации предприятия, т. е. в конце 90-х годов XX века, насчитывал от четырех до восьми человек, занимающих все ключевые посты на предприятии: управление людскими ресурсами, финансовыми, техническими, информационными и т. д. Еще одним примером является команда «знатоков» в телевизионной программе «Что? Где? Когда?». Это также группа людей с взаимозаменяемыми умениями.

Несмотря на большие ожидания в научной разработке феномена «команда», в последнее время исследования в этой области сокращаются. В частности, стало меньше тренингов по командообразованию, и дело не только в дефиците финансовых средств возможных заказчиков. Изменились представления об эффективности деятельности команды. На практике было обнаружено, что многие предприятия, возглавляемые командой, которые начинали свою работу на заре новой российской экономики, распались, не добившись желаемого результата.

Психологический анализ феномена «команда», во всяком случае, в российской действительности, обнаружил, что в данном феномене игнорирована роль лидера, которая призвана выступать связующим звеном внутригрупповых и межгрупповых процессов.

В базовой версии феномена «команда» лидер не нужен, так как его функции распределяются между ее членами. Однако команда без лидера оказалась нежизнеспособна. Обнаружено, что нужен человек, который может принимать решения, способен другим доказать правоту своих решений, а также отвечать за принятые решения.

Известно, что решения, принятые сообща, т. е. командой, не обеспечивают ответственности за эти решения. В данном случае работает правило: «Там, где отвечает группа (команда), не отвечает никто». 

Темы: Команда, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Формирование групп и команд
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Мозговая атака
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Формирование и развитие социальных групп в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Проблема групповой сплоченности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Малая группа как социально-психологическое явление
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповая сплоченность
Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Асоциальные неформальные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий