Классификация мотивационных факторов в теориях личности

Многие собственно мотивационные теории считают, что побуждение является единственной причиной образования связей между различными действиями. Однако, очевидно, и другие общие факторы, такие, как способности и темперамент, а также влияние среды, ответственны за корреляции между изучаемыми явлениями. С этой точки зрения представляет интерес список мотивационных факторов, предложенный Дж. Гилфордом (1959), который рассматривал:

A.    Факторы, соответствующие органическим потребностям: 1)    голод; 2) сексуальное побуждение (самца); 3) общая активность;
Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4) потребность в комфорте, приятном окружении; 5) педантичность (потребность в порядке, в чистоте); 6) потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
B.    Потребности, связанные с работой: 7) общее честолюбие; 8)    упорство; 9) выносливость;
Г. Потребности, связанные с положением индивида 10) потребность в свободе (нонконформизм); 11) независимость в противоположность зависимости; 12) конформизм; 13) честность;
Д. Социальные потребности: 14) потребность находиться среди людей; 15) потребность угождать; 16) потребность в дисциплине; 17) агрессивность;
Е. Общие интересы: 18) потребность в риске или, напротив, в безопасности; 19) потребность в развлечении.

Р. Кэттеллом (1957) был разработан собственный список мотивационных факторов. Он ввел разграничение понятий — эрг (нейтральный термин, призванный заменить термины «потребность» и «побудительная сила») и чувство (сентимент). Эрг соответствует источнику отношения или интереса, чувство определяется желаемым объектом и в значительной мере зависит от социальных и культурных стереотипов. Одни и те же эрги можно обнаружить в самых различных популяциях, в то время как чувства варьируются от одной страны к другой.

Как уже отмечалось эрги и чувства не являются совершенно независимыми друг от друга, между ними существует неоднозначная связь. Изучение этих связей позволило Р. Кэттеллу указать семь «побудительных структур», связанных с пятью чувствами.

Список эргов:
1)    половой эрг;
2)    стадный инстинкт,
3)    потребность опекать;
4)    потребность в исследовательской деятельности, любознательность;
5)    потребность в безопасности;
6)    потребность в самоутверждении, признании;
7)    потребность в удовольствии, противостоящая сверх-Я.

Список чувств (сентиментов):

8)    чувства к профессии;
9)    спорт и игра;
10)    религиозные чувства (в конечном счете эрг — быть подвластным высшим силам);
11)    технические и материальные интересы (в конечном счете конструктивный эрг);
12)    самоощущение.


Все факторы-эрги, о которых заявляет Р. Кэттелл, присутствуют и в списке Дж. Гилфорда (например, потребность в исследовательской деятельности и любознательность содержатся в различных факторах интересов). Они соответствуют также побуждениям, выделенным У. Макдугаллом, на значительные расхождения между этими данными и списком потребностей, предложенным Г. Мюрреем.

Э. Фромм (1998) считал, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных, иначе апатия и отвращение к жизни); самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

К. Хорни (1998) выделила и также описала группу побудительных тенденций, которые получили назнание невротических потребностей (табл. 16).

К. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей и помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности. Однако различия между здоровым человеком и невротиком состоит в том, что первый легко переходит от удовлетворения одной потребности к другой, если этого требуют изменившиеся обстоятельства, невротик же «зацикливается» на удовлетворении лишь одной из возможных.

Источник: 
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Гуманистические теории личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Теория личности Маслоу
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Варианты патологического развития личности
Коркина М.В. - Психиатрия
Личность и социальные роли
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Понятие типологии личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Понятие о личности и ее структуре
Максименко С.Д., Общая психология
Пассивно-агрессивное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Оставить комментарий