Гуманистическая психология и психологическая структура личности

В гуманистической психологии также нет единого мнения по вопросу психологической структуры личности. Так, Г. Олпорт в ядро личности поместил мотивы. Для характеристики личности ввел понятие «проприум» (лат. proprium - свойственный, присущий), своеобразный эквивалент Понятия «самости». Проприум отражает возможности индивида к размышлению, рассуждению, познанию, оцениванию, самоидентификации, постановке и достижению целей. Развитие личности может происходить только через воздействие социального окружения на проприум.

Личности принадлежат уникальные, присущие только ей черты из всего мыслимого их набора. Олпорт выделял в личности три типа черт:

  • фундаментальные, проявляющиеся в повседневной жизнедеятельности индивида;
  • центральные, обусловливающие ведущие типы поведения индивида;
  • вторичные, проявляющиеся изредка.

Абрахам Маслоу ядром личности считал врожденную потребность человека в самоактуализации, саморазвитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность - это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако этот высший уровень развития личности может быть достигнут лишь при удовлетворении потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» - достаточно полное удовлетворение потребностей ребенка в любви и ласке без всяких на то условий.

Один из представителей гуманистической психологии, Р. Мэй (США), отдает приоритет таким слагаемым личности, как:

  • свобода (условие существования личности, наличие творческих возможностей, способность разорвать цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются животные);
  • индивидуальность (знание самого себя, умение быть самим собой, играть свою собственную роль в жизни);
  • социальная интегрированность (умение приспособиться к обществу, ладить с окружающими людьми, подавлять некоторые проявления своей индивидуальности).
Материалы по теме
Гуманистические теории личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Классификация мотивационных факторов в теориях личности
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теория личности Маслоу
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Эмоционально-лабильное расстройство личности
Белялов Ф.И., Психические расстройства в практике терапевта
Эпигенетическая теория личности Эриксона
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Социально психологическая компетентность личности
Деркача А.А., Социальная психология
Сущность и содержание направленности личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий