Гуманистические теории личности

Гуманистическая психология и гуманистические теории личности сформировалась в середине XX века, рассматривает человека как изначально хорошего, имеющего врожденные потенциальные духовные потребности и качества (потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гармонии и пр.), но эти потребности могут быть временно заблокированы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал иерархию потребностей. Она состоит из следующих ступеней:

  1. физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
  2. потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  3. социальные потребности в общении, ласке, понимании людьми.
  4. потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  5. потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру;
  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
  • пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е.они теряют мотивирующую силу;
  • с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

В зависимости от того, какие из этих потребностей являются для человека доминирующими, существуют различные уровни личностного развития, типы личностей. Люди, для которых доминирующими становятся высшие духовные потребности в самоактуализации и понимании смысла жизни, являются "самоактуализирующимися личностями", которым свойственны отличительные особенности:

  • способны принимать жизнь такой, какая она есть, не ругая и не прячась от нее;
  • конструктивный подход к жизни и неудачам ("Так не получилось, а как можно поступить иначе, что можно исправить?");
  • способны принимать людей такими, какие они есть, не критикуя и не осуждая их;
  • доброжелательное сотрудничество с людьми;
  • чувство собственного достоинства и самоуважения;
  • постоянное стремление к самосовершенствованию, повышению знаний, умений, способов взаимодействия с людьми улучшения своего характера и т. п.;
  • творческий подход к любому делу, открытость новому опыту;
  • конгруэнтность, т. е. созвучие, совпадение мыслей, слов,действий, желаний человека (Маслоу).

Согласно гуманистической теории личности Роджерса, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе - "реальное Я". То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует "Идеальное Я". К этому "Идеальному Я" и стремится приблизиться "Я реальное". Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от "Идеального Я". Личность уравновешена тем больше, чем больше согласия или конгруэнтности между "реальным Я" и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему "Идеальному Я", а именно в этом суть актуализации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, к пониманию и реализации смысла жизни является высшей духовной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Максимальный личностный рост человека происходит тогда, когда он встречает от другого человека искреннее сопереживание, когда его принимают таким, какой он есть, когда ему не надо притворяться и лгать.

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека - это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок. Безусловное позитивное внимание не означает, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: "Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал". Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку.

Гуманистическая психология способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека, могут осознаваться и точно восприниматься. Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой - сохранить целостность Я-структуры.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно "грешно" или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру "Я" и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Чаще всего реализуются защитные механизмы: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Например, студент считает себя умным и способным, но получает заслуженно двойку на экзамене, и он ради сохранения Я-концепции невольно искажает интерпретацию данной ситуации: "Преподаватель несправедливо ставит оценки", "Мне не повезло" (это механизм выборочного искажения или рационализации). В случае защитной реакции отрицания человек сохраняет целостность своей Я-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, не признаваясь себе, что переживание в принципе имело место.

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Но когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить его психическое состояние и поведение, тогда человека в таком состоянии называют невротиком, но у невротика Я-концепция остается почти невредимой. В случае, если "Я" не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний и начинает разрушаться, возникают личностные расстройства и психопатологии, людей с такими расстройствами обычно называют психотиками, и их поведение кажется странным и даже безумным.

Роджерс полагал, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между "Я" и переживаниями человека.

Многие люди имеют негативную Я-концепцию, то есть недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других, недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека. Исследования показали, что родители, которые принимают себя (то есть обладают позитивным отношением к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, таким образом, диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ "Я", определенно зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя.

Психически здоровый и "полноценно функционирующий" человек - это тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний, успешно сотрудничая с другими людьми.

Ключевые слова: Личность, Маслоу, Роджерс
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме
Гуманистический подход
...
Основные идеи и особенности гуманистической психологии
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Классификация мотивационных факторов в теориях личности
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Экзистенциально-гуманистическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Теория личности Маслоу
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Теория личности Роджерса
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Имплицитные теории личности (ИТЛ)
Рождественская Н.А., Способы межличностного познания
Оставить комментарий