Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами. Основные идеи:

  • человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
  • человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
  • главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
  • человек должен изучаться в его целостности;
  • каждый человек уникален.

Особенности взглядов авторов гуманистической психологии состоят в следующем:
А. Маслоу. Основной источник активности человека - в стремлии к самоактуализации. Самоактуализация означает:

  • понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без "страусиных эффектов");
  • принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»);
  • естественность поведения, самостоятельность суждений;
  • доброжелательность;
  • открытость опыту;
  • профессиональную увлеченность любимым делом;
  • нравственную разборапюсть в средствах достижения цели;
  • реализацию всех своих потенциальных возможностей;
  • конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).

Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу:

  • физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др. (низшие);
  • потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.);
  • социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми);
  • потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
  • потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).

Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.

Препятствия для самореализации:

  • ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»);
  • стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»;
  • «самоедство», психологический критиканский «мазохизм»;
  • наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.

Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзистенциальный вакуум:

  • когда человек потерял смысл жизни;
  • когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.

Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.

Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рожадаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структура Я-концепции:

  • реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
  • идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:

  • искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концепции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников);
  • реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:

  • открытостью к переживаниям и благоразумием;
  • самоприятием и уважением к себе;
  • интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
  • творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
  • насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":

  • слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
  • смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Гуманистический подход
...
Экзистенциально-гуманистическая психология
Козлов В.В., Интегративная психология
Гуманистические теории личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Теория личности Роджерса
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Исходные посылки трансперсональной психологии
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Теория самоактуализации Маслоу
Литвак М.Е., Профессия психолог
Гуманистическая психология А. Маслоу
Абдурахманов Р.А., История психологии
Оставить комментарий