Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами. Основные идеи:
- человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
- человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
- главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
- человек должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален.

Особенности взглядов авторов гуманистической психологии состоят в следующем:
А. Маслоу. Основной источник активности человека - в стремлии к самоактуализации. Самоактуализация означает:
- понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без "страусиных эффектов");
- принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»);
- естественность поведения, самостоятельность суждений;
- доброжелательность;
- открытость опыту;
- профессиональную увлеченность любимым делом;
- нравственную разборапюсть в средствах достижения цели;
- реализацию всех своих потенциальных возможностей;
- конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).

Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу:
- физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др. (низшие);
- потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.);
- социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми);
- потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
- потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).

Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.

Препятствия для самореализации:
- ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»);
- стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»;
- «самоедство», психологический критиканский «мазохизм»;
- наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.

Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзистенциальный вакуум:
- когда человек потерял смысл жизни;
- когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.

Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.

Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рожадаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концепции:
- реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
- идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:
- искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концепции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников);
- реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:
- открытостью к переживаниям и благоразумием;
- самоприятием и уважением к себе;
- интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
- творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
- насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":
- слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
- смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.