Издержки по своей природе неодинаковы. Отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Эти различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов и бизнесменов разбить все виды издержек на две категории:
1) постоянные;
2) переменные.
Постоянные (или, как иногда говорят, накладные) издержки — это затраты на создание условий для ведения бизнеса. К таким издержкам относятся, например:
• арендная плата за использование производственных или офисных помещений;
• затраты, связанные с использованием оборудования;
• выплаты в погашение ранее полученных от банка ссуд;
• всевозможные административные расходы.
Особенностью постоянных издержек является то, что их сумма не меняется в непосредственной зависимости от числа изготовленных товаров или обслуженных клиентов. Скажем, если частный диагностический центр платит за аренду помещений 60 тыс. руб. в месяц, то эта сумма не изменится в зависимости от того, обслужит этот центр за месяц 600 или 650 клиентов.
Постоянные издержки — это те затраты организации, сумма которых остается одной и той же при небольших изменениях объемов производства товаров или услуг.
Иначе ведут себя переменные издержки. Их сумма прямо зависит от того, сколько единиц товара компания произвела за данный период времени или скольких клиентов обслужила. В эту категорию входят издержки на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Например, чем больше оконных переплетов изготовила за месяц фирма по производству пластмассовых оконных блоков, тем больше будет израсходовано пластиковых профилей. Соответственно такие затраты часто называют также прямыми издержками — это то, что прямо тратится фирмой на изготовление товаров или оказание услуг.
Переменные (прямые) издержки — это прямые затраты на производство (оказание услуг), которые растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства.
Таким образом, постоянные издержки не зависят от объема производства, а переменные, напротив, растут в прямой зависимости от объема выпуска продукции (рис. 5.4).
Зачем нужно так детально разбираться в разновидностях издержек?
Дело в том, что без этого не понять, когда фирме выгодно наращивать предложение товаров, а когда — нет. И вообще, ни коммерческой, ни некоммерческой организациями управлять невозможно, если руководители не умеют считать, как формируются и как меняются их издержки при изменении масштабов деятельности. Следовательно, не понимая логики влияния издержек на решения, принимаемые руководителями фирм, мы не разберемся, почему предложение товаров растет или падает.
Любой экономически грамотный руководитель, принимая решение увеличить или сократить предложение товаров (услуг) своей фирмы на рынок, сравнивает прежде всего два показателя:
1) возможную выручку от продаж определенного объема товаров;
2) сумму издержек, в которую обойдется изготовление такого объема товаров.
Изучение деятельности коммерческих фирм позволило экономистам обнаружить несколько очень важных закономерностей изменения издержек фирмы. Они состоят в том, что по мере роста масштабов производства происходит следующее:
• общая сумма постоянных издержек не меняется, а величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, снижается (это называется эффектом масштаба);
• сумма переменных издержек возрастает, а средняя величина переменных издержек в расчете на одно изделие вначале снижается, а потом возрастает;
• общая сумма всех издержек возрастает, а общие средние затраты на единицу продукции сначала снижаются, а потом возрастают.
Иными словами, чем в больших масштабах фирма изготавливает свою продукцию (или оказывает услуги), тем дешевле ей в среднем обходится поначалу каждая единица товара. А значит, если рыночная цена неизменна, с каждой единицы товара фирма будет вначале получать все большую прибыль.
Почему рост масштабов производства (т.е. объема продукции, изготавливаемого в течение одинакового периода времени, например месяца) вначале ведет к сокращению средних общих издержек на производство продукции?
Здесь имеется несколько причин, но мы обратим внимание пока лишь на одну из них — неуклонное снижение средних постоянных издержек при росте масштабов производства. Поскольку сумма этих издержек по определению постоянна (скажем, в течение месяца), то чем больше единиц продукции фирма изготавливает в течение месяца, тем меньшая величина таких издержек приходится на каждое изделие.
Как эффект масштаба помогает получить больше прибыли?
Представим себе для простоты, что фирма производит один вид продукции.
Прямые (переменные) издержки на производство одного изделия, включая расходные материалы и оплату труда сотрудников, — 300 руб. Постоянные издержки на организацию работы фирмы — 90 тыс. руб. в месяц. Если фирма производит в месяц 600 единиц товаров и за каждый берет с клиента по 500 руб., то все издержки в расчете на один анализ составят:
300 руб. + (90 000 руб.: 600) = 300 руб. + 150 руб. = 450 руб.
Соответственно прибыль с одного изделия составит:
500 руб. - 450 руб. = 50 руб.
Общая прибыль фирмы составит за месяц:
50 руб. х 600 = 30 000 руб.
Представим себе, что руководство фирмы провело удачную рекламную кампанию и поток клиентов заметно возрос. В итоге персонал фирмы работает теперь более напряженно и успевает за месяц произвести 700 изделий.
Сколько теперь составят полные издержки производства одного изделия? Посчитаем и увидим, что в силу эффекта масштаба они снизятся:
300 руб. + (90 000 руб.: 700) = 300 руб. + 128,57 руб. = 428,57 руб.
Соответственно прибыль с одного изделия станет больше:
500 руб. - 428,57 руб. = 71,43 руб.
Вырастет в итоге и общая сумма прибыли, которую получат за месяц владельцы фирмы. Она составит теперь:
71,43 руб. х 700 = 50 001 руб.
Если бы не было эффекта масштаба, то прибыль увеличилась бы только за счет роста числа клиентов и составила:
50 руб. х 700 = 35 000 руб.
Теперь легко подсчитать, что эффект масштаба принес владельцам фирмы 15 001 руб. (50 001 - 35 000).
Однако если руководители фирм принимают решения на основе анализа только средних издержек на изготовление товара или оказание услуг, они рискуют допустить серьезную ошибку. Решения такого рода должны приниматься руководителями на основе изучения закономерностей изменений как средних, так и предельных (маржинальных) издержек своего производства и рыночной ситуации сбыта. В чем разница между средними и маржинальными издержками и почему непонимание этой разницы может быть опасным для фирмы?
Средние издержки — это издержки на изготовление единицы продукции, величина которых рассчитывается путем деления общей суммы издержек за определенный период времени на количество изготовленной за этот период времени продукции. Так, если вернуться к приведенному выше примеру, то сначала средние издержки производства одного изделия составляли:
[(300 руб. х 600) + 90 000 руб.] = 270 000 руб.: 600 = 450 руб.
А потом снизились:
[(300 руб. х 700) + 90 000 руб.] = 300 000 руб.: 700 = 428,57 руб.
Это и обеспечило рост прибыли.
Средние издержки — полная величина издержек изготовления единицы товара, рассчитываемая путем деления общей суммы затрат на производство на общее число изготовленных товаров данного вида.
Для понимания экономической логики поведения производителей на рынках важно знать не только о средних, но и о маржинальных (предельных) издержках — так называют издержки, которых требует от фирмы изготовление дополнительной единицы продукции или обслуживание дополнительного клиента. Важность этой категории издержек для бизнеса обусловлена тем, что увеличение масштабов производства, создание все более крупных производств позволяют — за счет эффекта масштаба — обеспечить существенное снижение средних издержек на изготовление единицы товара.
Но наращивание масштабов производства может привести в конце концов и к иной логике изменения издержек — они станут расти. Если менеджеры фирмы этого не понимают, они могут принять неверные решения.
Дело в том, что при превышении определенной границы увеличения объемов производства средние переменные и общие издержки перестают снижаться, начиная, напротив, возрастать. А значит, даже если рыночная цена товара не меняется, то за упомянутой границей рост объемов производства может привести к постепенному снижению величины прибыли от продажи единицы товара и даже падению ее до нуля.
Причина такой динамики средних общих издержек в том, что на них влияет изменение издержек еще одного вида. Эти издержки называют обычно предельными или маржинальными.
Предельные (маржинальные) издержки — величина, на которую возрастает величина общих издержек фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.
Название «предельные» эти издержки получили потому, что они относятся к условиям, характерным для того, что происходит «на пределе», т.е. как бы на границе операций фирмы. Иногда, кстати, эти издержки называют еще и приростными — ведь они относятся к условиям, при которых фирма добивается прироста выпуска своей продукции.
Как использовать маржинальные издержки для анализа решений в бизнесе?
Скажем, если вернуться к рассмотренному нами выше примеру с производственной фирмой, то можно подсчитать, какими здесь оказались маржинальные издержки производства одного из дополнительных 100 изделий. Для этого нам надо разделить прирост общих затрат фирмы на прирост количества выпущенной продукции. Получаем прежние общие издержки: (300 руб. х 600) + 90 000 руб. = 270 000 руб. новые общие издержки: (300 руб. х 700) + 90 000 руб. = 300 000 руб., тогда: (300 000 руб. - 270 000 руб.): (700 - 600) = 30 000 руб. : 100 = = 300 руб.
Таким образом, маржинальные издержки на производство одного изделия в седьмой сотне изделий составили 300 руб. против прежних средних издержек в 450 руб. по первым 600 изделиям. Благодаря такому снижению маржинальных издержек фирма и смогла заработать больше прибыли.
Но представим себе, что ситуация сложилась иначе. После рекламной кампании у фирмы появилось огромное количество новых клиентов и мощностей прежнего оборудования для производства стало не хватать. Пришлось покупать еще одну установку, что привело к росту постоянных издержек с 90 тыс. до 110 тыс. руб. в месяц. Тогда общие издержки фирмы за месяц составили бы:
(300 руб. х 700) + 110 000 руб. = 320 000 руб.
Маржинальные издержки по одному изделию из седьмой сотни были бы равны соответственно:
(320 000 руб. - 270 000 руб.): (700 - 600) = 50 000 руб.: 100 = 500 руб.
Таким образом, они оказались бы выше, чем по первым 600 изделиям. А значит, и прибыль с одного изделия оказалась бы нулевой (цена — 500 руб. и маржинальные издержки в седьмой сотне изделий — 500 руб.).
Спрашивается, разумно ли поступили руководители фирмы, оплатив рекламную кампанию, но не просчитав влияние притока клиентов на изменение маржинальных издержек и прибыли фирмы?
Условия, при которых фирма добивается прироста выпуска своей продукции, между тем подчиняются общей закономерности, которая носит название закона убывающей предельной производительности факторов производства.
Этот закон состоит в том, что, когда фирма наращивает объем использования только некоторых или одного из факторов производства, прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов начинает снижаться. А значит, начинает снижаться и прибыль от ведения бизнеса (что мы и видели на примере фирмы, когда она приобрела дополнительное оборудование, но не наняла дополнительных работников).
Следовательно, увеличение масштабов предложения товаров на рынок и соответственно объемов производства всегда требует тщательного анализа издержек. Задача такого анализа проста: определить, не перейдет ли фирма, наращивая объем производства, ту границу, за которой ее предельные издержки производства дополнительной единицы товара сравняются с выручкой от продажи и прибыль станет нулевой.
Если экономическая ситуация складывается именно таким образом, то фирме следует прекратить наращивание выпуска товаров, пока она не найдет способ либо снизить предельные издержки на их изготовление, либо добиться продажи своих товаров по более высокой цене.