Производственно-хозяйственный анализ

Производственно-хозяйственный анализ компании приобретает особую важность при проведении мероприятий, связанных с ее развитием, поскольку ставит своей целью оценить уровень эффективности применяемых компанией производственных ресурсов для производства и реализации продукции (материальных ресурсов, средств и предметов труда, трудовых ресурсов), выявить резервы повышения эффективности их использования.

Среди факторов, влияющих на эффективность использования материальных и трудовых ресурсов компании, можно выделить интенсивные и экстенсивные. Экстенсивное факторы — привлечение дополнительных производственных ресурсов: увеличение количества средств и предметов труда, численности рабочей силы, времени использования производственных ресурсов, устранение непроизводительно используемых средств. Интенсивные факторы приводят к ускоренному росту результатов производства по сравнению с затратами на него, что предполагает улучшение качественных характеристик применяемых ресурсов и совершенствование процессов их функционирования.

Совершенствование деятельности компании позволяет решить задачу повышения эффективности использования производственных ресурсов за счет интенсивных факторов, путем совершенствования:
• форм и методов управления компанией;
• финансовой политики компании;
• применяемой техники и технологии;
• бизнес-процессов и др.

Таким образом, производственно-хозяйственный анализ ставит своей целью:
• выявить влияние показателей эффективности использования производственных средств на конечные результаты деятельности компании: объем хозяйственной деятельности (объем реализации), эффективность хозяйственной деятельности (прибыльность, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность);
• оценить, под влиянием каких факторов, интенсивных или экстенсивных, произошли выявленные изменения.

Разновидности анализов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности являются двумя взаимоувязанными составляющими экономического анализа компании и зачастую в литературе используются термины:
• управленческий анализ, или анализ основных технико-экономических показателей, или анализ производственно-хозяйственной деятельности. При этом компания рассматривается как целостный производственно-имущественный комплекс, и исследуются общие и специфические тенденции его производственного развития. Управленческий анализ отражает производственно-хозяйственную деятельность компании;
• финансовый анализ, или анализ финансово-экономической деятельности. Финансовый анализ отражает преимущественно оценку финансовых результатов и характеристику финансового состояния компании в условиях рынка.

Производственно-хозяйственный анализ в общем случае включает:
• анализ производства и реализации (объема продаж) продукции;
• анализ использования производственно-технического потенциала;
• анализ труда, его мотивации, производительности и оплаты;
• анализ затрат и результатов.

В процессе производственно-хозяйственного анализа проводится анализ основных технико-экономических показателей деятельности компании. Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами. В совокупности эти показатели отражают общее состояние дел в компании в производственно-технической, коммерческой, социальной, хозяйственно-финансовой сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности.

Анализ основных технико-экономических показателей включает: сравнение оцениваемых показателей компании с соответствующими показателями других компаний, осуществляющих аналогичную деятельность; сопоставление различных показателей компании между собой; сопоставление одноименных показателей компании за различные временные периоды; сопоставление плановых и фактически достигнутых показателей компании.

Так, сравнение основных технико-экономических показателей рассматриваемой компании с другими аналогичными позволяет оценить место этой компании на рынке, ее роль в удовлетворении потребностей потребителей его продукции в соответствии с платежеспособным спросом, а также сделать определенные выводы о конкурентоспособности продукции данной компании.

Путем сопоставления различных технико-экономических показателей определяются степень использования наличного производственно-технического потенциала, сложившиеся соотношения между выпуском продукции и ее реализацией (объемом продаж продукции), производительностью труда и его оплатой, затратами и результатами, другие соотношения между отдельными сторонами и направлениями деятельности компании.

Изучение динамики основных технико-экономических показателей (сопоставление значений показателей за различные временные периоды) способствует выявлению специфических процессов, протекающих в компании (в частности, связанных с его адаптацией к изменяющимся условиям хозяйствования), установлению тенденций в ее технико-экономическом развитии.

Сопоставление фактических значений технико-экономических показателей с их плановыми значениями (в случае когда в компании планирование соответствующих показателей ведется) осуществляется с целью определения неиспользованных возможностей (наличных резервов), которые не были учтены при планировании деятельности компании в анализируемом периоде. Такое сопоставление в известной мере отражает и уровень профессионализма специалистов аппарата управления, их способность квалифицированно ставить и решать производственно-технические, хозяйственно-финансовые вопросы в условиях рынка.

Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности компании. С учетом все более ограничивающегося доступа к банку данных каждой конкретной компании, информация о деятельности которой зачастую не только приобретает конфиденциальный характер, но и относится руководством к коммерческой тайне, для анализа рекомендуется использовать ограниченное число исходных технико-экономических показателей. Другие технико-экономические характеристики компании, необходимые для обобщенного анализа ее деятельности, могут быть получены расчетным путем как производные, например, от таких показателей, как:
1) производственная мощность, тыс. т;
2) выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. т;
3) товарная продукция, млн руб.;
4) реализованная продукция (объем продаж продукции), млн руб.;
5) среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн руб.;
6) среднегодовая численность промышленно-производственного персонала (работающих), человек;
7) сумма, направленная на оплату труда, млн руб.;
8) полная себестоимость товарной продукции, млн руб.;
9) балансовая прибыль (прибыль отчетного периода), млн руб.

Источник: 
Корпоративный менеджмент