Что такое аналитическая разведка

Деятельность любого бизнеса связана с постоянной проблемой принятия решений. Решений как на стратегическом уровне, так и на оперативном. Решений простых, когда есть только две альтернативы и последствия выбора любой из них легко прогнозируются. И решений очень сложных вопросов, когда вариантов решения есть много, а последствия их принятия не столь очевидны.

В такой ситуации бизнесмену необходима помощь. Не в принятии решения. Нет. А в понимании, что происходит сейчас и как изменится обстановка при реализации того или иного решения. Именно такую помощь и дает аналитическая разведка, которая помогает уменьшить информационную неопределенность при принятии решений. При правильной постановке работ аналитическая разведка помогает устранить само понятие неизвестности. В результате чего процесс принятия решений значительно облегчается, а сами решения становятся оптимальными. Именно это и стало основным толчком, который побудил бизнес обратиться к такому инструменту, как аналитическая разведка.

Помимо этого, наблюдается обострение конкурентной борьбы, связанное со все большим освоением бизнесом экономики России и приходом на наш рынок иностранных компаний. Ужесточение конкуренции, с одной стороны, и слабое поддержание правопорядка в стране, с другой стороны, создали атмосферу повышенного риска для бизнеса. Такое положение обусловлено наличием ряда вполне определенных угроз:

  • мошенничество персонала;
  • недобросовестная конкуренция;
  • криминал;
  • государственные органы;
  • общая нестабильность экономической ситуации.

Приведенный список не исчерпывающий, но перечисленные угрозы являются источником рисков, которые в случае материализации становятся причиной убытков фирмы. Главный - риск неполучения планируемой прибыли. Этот риск фактически состоит из нескольких компонентов:

  • риск утраты, уничтожения или модификации имущества, в т.ч. конфиденциальной информации;
  • риск принятия руководством неверных решений из-за отсутствия достоверной информации о внешней и внутренней среде;
  • риск подрыва доверия потребителей к фирме.

Обратите внимание, что две последние составляющие главного риска для бизнеса — это информация в чистом виде, а первая составляющая напрямую связана с информацией. Поэтому можно смело утверждать, что информация лежит в основе функционирования бизнеса. А раз так, то и проблеме работы с информацией необходимо уделять самое пристальное внимание.

Один из аспектов работы с информацией — это ее сбор и анализ. Собственно аналитическая разведка. Таким образом, обеспечение коммерческой деятельности фирмы должно включать в себя и такой элемент, как система аналитической разведки. Именно система, так как это комплекс проводимых регулярно мероприятий, направленных на:

  • снижение эффекта неопределенности при принятии решений;
  • прогнозирование проявления дестабилизирующих факторов;
  • выявление случаев проявления дестабилизирующих факторов;
  • ослабление негативного влияния на бизнес дестабилизирующих факторов;
  • восстановление первичного состояния после устранения воздействия дестабилизирующего фактора.

При этом система аналитической разведки должна не мешать основному бизнесу, ее цель — помочь бизнесу, а значит, свести потери к минимуму. Поэтому и затраты на нее (аналитическую разведку) должны быть соизмеримыми.

Исходя из существующих угроз бизнесу и стратегической задачи подразделения аналитической разведки, можно выделить несколько подзадач, которые решаются подразделением:

  • повышение эффективности ведения бизнеса, главным образом за счет поддержки принятия решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне;
  • выполнение функции системы «раннего предупреждения», привлекая внимание менеджеров на возможно раннем этапе к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу компании;
  • выявление благоприятных для бизнеса возможностей, которые желательно не пропустить и которые компания без аналитической разведки могла бы просто не заметить;
  • помощь службе безопасности компании в выявлении попыток конкурентов получить доступ к корпоративным секретам;
  • выполнение функции механизма управления рисками, что позволяет компании эффективно реагировать на быстрые изменения окружающей среды.

Безусловно, для полноценного решения указанных задач необходимы соответствующие ресурсы. А это не всегда возможно. Но можно привлечь уже имеющиеся у компании возможности. Это означает тесное сотрудничество подразделения аналитической разведки со всеми службами компании — действительную интеграцию в работу компании. Такое сотрудничество не получается вдруг — требуются определенные время и усилия, но результат того стоит.

Существует несколько типов систем аналитической разведки в зависимости от глубины работы:

  • примитивная — на уровне сторожей и вахтеров, самая дешевая, но самая малоэффективная;
  • средняя — максимальное использование ресурсов компании и активная работа только с потенциально опасными направлениями — максимум эффекта при минимуме затрат, оптимальное соотношение «цена-качество»;
  • «президентская» — отслеживается все и всеми возможными способами, контролируется все, что можно контролировать, — неимоверные расходы но и максимальная эффективность, хотя и не всегда очевидная.

Для структур среднего и малого бизнеса приемлем лишь второй вариант, поскольку первый не дает возможности достичь цели, а третий слишком дорог. Поэтому большее внимание следует уделить именно второму варианту. Основные идеи построения системы в данном случае сводятся к следующему:

  • необходимо выделить действительно ценную для компании информацию как внутри, так и вовне — определить ключевые факторы успеха (о них речь пойдет позже);
  • не поддаваться желанию создать «железный занавес», а защищать то, потеря чего может принести наибольший вред;
  • для работы системы максимально использовать уже имеющиеся ресурсы компании — не дублировать структуры, а использовать результаты их деятельности (маркетологи, управление персоналом, менеджеры по продажам, юристы, СБ).
Ключевые слова: Анализ
Источник: Нежданов И.Ю., Аналитическая разведка для бизнеса
Материалы по теме
Анализ кредитного портфеля
Коробова Г.Г. (ред.) - Банковское дело. Учебник 2006
Анализ денежных потоков инвестиционного проекта
Колмыкова Т.С. - Инвестиционный анализ (Высшее образование) - 2009
Состав и элементы финансовой отчетности
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Организационно-управленческий анализ
Корпоративный менеджмент
Финансово-экономический анализ
Корпоративный менеджмент
Роль финансов, учета и анализа в управлении хозяйственной деятельностью организаций
Ионова, Финансовый анализ, 2006
Финансовый анализ: сущность и назначение
Колчина Н.В. (ред.) - Финансы организаций (предприятий) - 2007
Анализ и оценка имущественного потенциала
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Оставить комментарий