Книга известного религиозного философа Николая Александровича Бердяева191 «Истоки и смысл русского коммунизма» была задумана и адресована западному читателю как ответ на публикации, искажавшие историю идейной и религиозной борьбы в России. Впервые изданная в 1937 году на английском, а затем и других языках, она вызвала огромный резонанс, и сегодня представляет интерес для молодого поколения россиян. Учитывая тот факт, что в молодости Бердяев увлекался марксизмом и лично знал В. И. Ленина, с которым сотрудничал в рядах одной партии (РСДРП), все те оценки, включая нелицеприятные сравнения, которые в ней содержатся, позволят разобраться в политических хитросплетениях советской истории. Обратимся к двум фрагментам указанной работы, которые изобличают и разоблачают партийно-политических идолов:
- «Ленин был марксист и верил в исключительную миссию пролетариата. Он верил, что мир вступил в эпоху пролетарских революций. Но он был русский и делал революцию в России, стране совсем особой. Он обладал исключительной чуткостью к исторической ситуации. Он почувствовал, что его час настал, настал благодаря войне, перешедшей в разложение старого строя. Нужно было сделать первую в мире пролетарскую революцию в крестьянской стране. И он почувствовал себя свободным от всякого марксистского доктринёрства, с которым ему надоедали марксисты-меньшевики. Он провозгласил рабоче-крестьянскую революцию и... республику... Ленин — антигуманист, как и антидемократ. В этом он человек новой эпохи, эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью. Этому будут подражать Муссолини и Гитлер. Сталин будет законченным типом вождя-диктатора. Ленинизм не есть, конечно, фашизм, но сталинизм уже очень походит на фашизм»192.
- «Сталин, который лишён всякой философской культуры и меньше понимает в философии, чем молодые советские философы, среди которых есть знающие люди, произносит верховный суд над тем, какая философия истинная. Также и Гитлер будет признан судьёй в философской истине. Таково свойство диктатуры миросозерцания и основанного на ней авторитарного строя. Советская философия есть философия социального титанизма. Титаном является в ней. социальный коллектив. Он всемогущ. Для него не обязательны даже законы природы, неизменность которых объявляется достоянием буржуазной науки и философии. Марксистская философия Плеханова, Каутского и меньшевиков объявляется буржуазной, просветительной»193.
В главе «Классический марксизм и марксизм русский» Бердяев даёт важное разъяснение, обращая внимание на наличие в учении К. Маркса и Ф. Энгельса того важного аспекта, который вступает в противоречие с его экономической сущностью: «Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек уже не будет зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. Душа марксизма тут, а не в экономическом детерминизме.
Человек может победить власть экономики над своей жизнью. Предстоит, по словам Маркса и Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы. История резко разделится на ... прошлое, детерминированное экономикой, когда человек был рабом, и на будущее, которое начнётся с победы пролетариата и будет целиком определяться активностью человека, социального человека, когда будет царство свободы»194.
И резюмирует: «В системе марксизма есть логически противоречивое соединение элементов материалистических, научно-детерминистических, аморалистических с ... идеалистическими, моралистическими, религиозномифотворческими. Маркс создал настоящий миф о пролетариате. Миссия пролетариата есть предмет веры. Марксизм не есть только наука и политика, он есть также вера, религия. И на этом основана его сила»195.
(Для обстоятельного анализа творчества этой талантливой, яркой и вместе с тем очень противоречивой личности мы рекомендуем обратить внимание на философскую биографию Н. А. Бердяева, написанную доктором философских наук, профессором О. Д. Волкогоновой и опубликованной в серии «ЖЗЛ»196.)
Как жаль, что на протяжении 75 лет сотни миллионов граждан в СССР оставались заложниками этой закрученной мифологизации-мистификации. Впрочем, к сказанному надо добавить и высказывание Владимира Путина о Владимире Ленине, которое относится лишь к вождю, а не к государству: «Управлять течением мысли это правильно, нужно только, чтобы эта мысль привела к правильным результатам, а не как у Владимира Ильича. А то в конечном итоге эта мысль привела к развалу Советского Союза, вот к чему. Там много было мыслей таких: автономизация и так далее. Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом. И мировая революция нам не нужна была. Вот такая мысль там»197.
Не будем спорить, хорош или плох был СССР как таковой, взятый «сам по себе». Его нет, а история, как и политика или экономика, не терпят сослагательного наклонения. Куда важнее, например, спустя век слушать и слышать пассажира одного из знаменитых «философских пароходов», на которых осенью 1922 году из страны по идеологическим соображениям были высланы более 160 ярких представителей творческой интеллигенции: «Дух материализма, корысти, мещанской тупости, холодной эгоистической борьбы между людьми за наживу, дух плоского жизнепонимания, для которого вся жизнь есть “дело”, устраиваемое как биржевая спекуляция, — этот дух в социализме остаётся тем же, что и при капитализме, и становится ещё более могущественным и единодержавно-всеобъемлющим»198.
Весьма показательна в этом плане дискуссия о статусе философии, т. е. о природе и специфике философского знания. Она развернулась 1922 году на страницах журнала «Под знаменем марксизма», где, в частности, была опубликована статья с красноречивым названием «Философию за борт!» Её автор С. К. Минин, активный революционер, военный, партийный и государственный деятель, пропагандист марксизма, утверждал, что религия выступала духовным оружием рабовладельцев, феодалов и крепостников и что буржуазия воевала при помощи философии, вот почему пролетариат в своей борьбе с угнетателями должен опираться исключительно на науку: «Одним словом, у пролетариата остаётся и должна остаться наука, только наука, но никакой философии»199.
Заключительная часть этой статьи имела заголовок: «Науку на мостик — философию за борт». Комментарий вряд ли необходим. Добавим лишь, что категоричный, чересчур рубленный и непричёсанно-пролетарский язык данной и подобных статей был оправдан в том смысле, что её текст был адресован не только и не столько учёным, сколь и «обычным» людям:
«Помещик смотрит на науку, как озлобленный кастрат на женщину. Буржуа смотрит на науку, как проститутку, которую можно купить. И только пролетариат видит в науке подлинного друга и соратника»200.
Разумеется, в подавляющем большинстве новоиспечённые учёные-пролетарии, вставшие под знамя марксизма-ленинизма, по культурному и профессиональному (общему и специальному) уровню проигрывали экс-российским и зарубежным философам201. Стремясь компенсировать эту разницу в классе, они прибегали к схематизации, упрощению, примитивизму сложных явлений, процессов, проблем. Под видом защитников пролетариата («Но что делать рабочему, когда на его мозговые формы ведётся газовая атака философией!») они изобретали «таблетки» моментального действия. Одни названия таких руководств, наставлений и методик впечатляют: «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» (автор — А. Б. Залкинд), «Восемнадцать тезисов о «теории новой биологии», или Проект организации Революционно-научного совета Республики и введения системы физиологических паспортов (Э. С. Ен-чмен) и др.
Стоит ли сегодня вести спор о роли коммунистического воспитания трудящихся масс и развитии свободной личности?! Ведь граждане в СССР даже имена получали в качестве наследства от своих вождей, памятных дат или событий?! Авангард, Арлен202, Баррикада, Вектор203, Варлен204, Веор205, Видлен206, Вилен, Виулен207, Владлен, Ворс208, Гертруд(а)209, Ким210, Марлен211, Мэлор212, Нинель213, Ноябрина, Октябрина, Сталик, Сталина, Электрина...
Литература:
- 191 Бердяев Николай Александрович (1874-1948), религиозный философ. Родился в Киеве в семье, принадлежавшей к верхнему слою русского дворянства. Его дед был генералом, атаманом Войска Донского, отец занимал видное положение в финансовых кругах, был председателем правления крупного банка. В 1898 году был арестован за пропаганду социалистических идей, исключён из Киевского университета и отправлен в ссылку в Вологодскую область. Активно участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), а в 1922 году был выслан из Советской России. С 1925 года жил и работал во Франции, где с 1925 по 1940 гг. издавал религиозно-философский журнал «Путь». Основные сочинения: «Смысл творчества» (публикация в 1916 году), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» (т.1, 2 / 1927, 1928), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).
- 192 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 года. — М.: Наука, 1990. С. 103.
- 193 Там же. С. 123.
- 194 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 года. — М.: Наука, 1990. С. 81.
- 195 Там же. С. 83.
- 196 Волкогонова О. Д. Бердяев. — М.: Молодая гвардия, 2010. 390 [10] с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1257)
- 197 Путин о Ленине: заложили бомбу под Россию, она и рванула // Вести. RU. 2016. 21 января. vesti ru /doc.html?id=2710879
- 198 Франк С. Л. Основы марксизма. — Берлин: Евразийское издательство, 1926. С. 47.
- 199 Ссылаясь на учение Фридриха Энгельса («Диалектика есть не что иное, как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»), он подбирал вместо, якобы, устаревшей «чистой науки», новые, более адекватные (для пролетариата) термины. Среди них: «положительное знание о мире», «положительная наука», «диалектический метод и коммунистическое мировоззрение», «диалектический материализм», или просто «диалектика».
- 200 Минин С. К. Философию — за борт! // В кн.: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. — М.: Политиздат, 1990. С. 209. См. также журнал «Под знаменем марксизма». 1922. № 5-6. С. 122-127.
- 201 Многие русские эмигранты первой волны стали известны на Западе, чего не скажешь о тех, кто формировал марксистско-ленинско-сталинскую идеологию и продвигал ее в массы. К тому же, значительная часть этих «своих» в разные годы подверглась гонениям и репрессиям...
- 202 Сокращение фразы «Армия Ленина».
- 203 «Великий коммунизм торжествует».
- 204 «Великая армия Ленина».
- 205 «Великая Октябрьская революция».
- 206 «Великие идеи Ленина».
- 207 «Владимир Ильич Ульянов-Ленин».
- 208 «Ворошиловский стрелок».
- 209 «Г ерой (героиня) труда».
- 210 «Коммунистический интернационал молодёжи».
- 211 «Маркс и Ленин».
- 212 «Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрь, Революция».
- 213 От обратного прочтения «Ленин».