Политическая философия Николая Бердяева

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) — русский религиозный философ и политический мыслитель. Родился в Киеве, в семье потомственных военных — выходцев из старинного дворянского рода. Воспитывался в кадетском корпусе. Прервав военную карьеру, поступил в Киевский университет. Большое влияние на молодого Бердяева оказала философия Шопенгауэра, Канта, Гегеля. Особое увлечение Марксом («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас» (Автобиография, 1949)), сближение с Г. Плехановым привело его в ряды марксистов и в революционное движение. Пройдя аресты, тюрьмы, ссылки, «переболев» марксизмом, под влиянием идей Ф. Достоевского и знакомства с С. Булгаковым с начала XX в. Бердяев переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.

В центре его философии всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества — проблема человека. Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемой человека, свободы, добра, зла и нравственности. Она отражена в его работах: «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философская истина и интеллигентская правда» (в сб. «Вехи», 1909), «Философия свободы» (1911), «Философия неравенства» (1923) и других.

Согласно его взглядам, государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Как субъект общественной жизни, оно — высшее проявление антиперсоналистического духа, но подлинная духовность — это соборность. Не в государственном коллективизме, «поглощающем личность», он видел личность, а в соборности, где личность выявляет всю свою полноту, обретая ее во взаимодействии с другими личностями, где всеобщее не теряет богатства единичного. Мысль, идущая от Гегеля, предвосхитила постановку идеи соборности у славянофилов Хомякова, Киреевского, Аксаковых, Достоевского.

По Бердяеву, государство «должно быть сильным, но должно знать свои границы». Эти границы ему устанавливает христианство, не допускающее власти государства над душами людей; государство регулирует лишь внешние отношения людей. Только ограниченное государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла и разврата «в жизни общественной».

В 1937 г. на немецком и английском языках вышла книга Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Эта работа завершает цикл произведений, связанный с анализом русской революции и феномена русского коммунизма. В нем отражено глубокое неприятие Бердяевым революции. Всякая революция, по его мнению, — беда, смута, неудача. Удачных революций не бывает. Ответственность за революцию несут и те, кто ее совершил, и те, кто ее допустил. Успех революции и ее подавление одинаковы по последствиям: упадок хозяйства и одичание нравов. В стихии революции нет места для личности, в ней господствуют начала безличные, это стихийное бедствие, как эпидемия и пожар. Все революции заканчивались реакциями. Это неотвратимо. Чем яростнее революция, тем ужаснее реакция.

Политическая философия Бердяева тесно связана с его пониманием феномена русского коммунизма. Последний возник в результате низвержения религии, философии, морали во имя освобождения личности, но итогом было лишь ее подавление. Феномен русского коммунизма, отмечал Бердяев, возник на почве нигилизма, догматического усвоения западных идей русской интеллигенцией, анархизма и бунтарства, подмены веры в высшее начало верой в мессианское призвание пролетариата.

В отличие от либеральных мыслителей, он понимал, что буржуазное государство, буржуазную диктатуру как институт насилия можно уничтожить только путем революционного насилия. В этом смысле метафизик-персоналист Бердяев, критикуя «диктаторские, антигуманные» методы большевиков, вынужден был констатировать объективный факт неспособности либеральных демократов и их вождей справиться с кризисной политической стихией:

«Никогда в стихии, и особенно в революции, созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов... Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда, а не для революционной эпохи. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям».

Отмечал он и выдающуюся роль Ленина в истории как лидера кризисной эпохи, чрезвычайной ситуации, находя в нем черты сходства с Петром Великим. Бердяев писал:

«В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем, коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. В этом есть черта сходства с Петром».

Итак, все попытки свести политическую философию Бердяева только к обличению тоталитарного строя и обвинению его лидеров несостоятельны; квинтэссенция его философских исканий глубже — это свобода человека, драгоценность личности, устремленной к высшим нравственным началам.

Источник: 
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
«Истоки и смысл русского коммунизма» Н. А. Бердяева
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Политические теории русского неолиберализма XX в.
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Конституционные основы реформы политической власти в царской и советской России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политические взгляды Юрия Крижанича
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Суждения о культуре в России XIX в.
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Политические идеи Ивана Посошкова
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Как учились риторике Ломоносов, Пушкин, Лермонтов
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Истоки либеральной дворянской идеологии. Екатерина II
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий