Вступление России в XVIII век ознаменовалось ломкой феодальных устоев и попытками реформировать все сферы общественной жизни. Эти исторические изменения были инициированы Петром I и его единомышленниками. Особую роль в процессе реализации грандиозных внутренних и внешних задач сыграла «Учёная дружина Петра I», которой руководил Феофан Прокопович (1681-1736). В состав этого кружка входили лучшие представители дворянства: Василий Никитич Татищев (1686-1750), Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742), Иван Юрьевич Трубецкой (16671750). В каждом из них и «Учёной дружине» в целом мы видим «первых пропагандистов науки и философии Нового времени в России».
Существенный вклад в развитие науки и философии, популяризации идеологии Просвещения в России внесли и другие известные личности: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Александр Николаевич Радищев (1749-1802), Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788), Яков Павлович Козельский (ок. 17281794), Семён Ефимович Десницкий (ум. 1789), Поленов Алексей Яковлевич (1738-1816). Например, за 85 лет до отмены крепостного права в конкурсной работе «О крепостном состоянии крестьян в России» А. Я. Поленов описал «бедственное положение» простого народа и ратовал за предоставление крестьянам земли в наследственное владение и обучение их грамоте.
Члены масонских лож и Библейского общества, активные участники союзов декабристов, русские шеллингианцы и гегельянцы. Они стремились к «любомудрию», искренне и страстно желали процветания России, но при этом часто метались из одной крайности в другую (например, от материализма к идеализму), находились в промежуточном состоянии176 либо пытались найти компромисс, нередко показной. Последний вариант описал А. С. Пушкин в письме к А. А. Дельвигу: «Ты пеняешь меня за “Московский вестник” и за немецкую метафизику. Бог видит, как я ненавижу и презираю ее; да что делать? Собрались ребята тёплые, упрямые; поп своё, а черт своё».
Следующий, XIX-й, век стал в России ареной идейно-философской борьбы, в которую были вовлечены не только представители различных течений и школ, но и официальная власть — самодержавие. После разгрома декабристов в стране наступил период реакции и внедрения идеологии «официальной народности», жертвами которой стали отдельные личности (А. И. Герцен, П. Я. Чаадаев, Н. И. Надеждин, Т. Г. Шевченко) и влиятельные издания (журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп»).
Западники (Н. П. Огарёв, В. П. Боткин, Н. Т. Грановский, И. С. Тургенев, К. Д. Кавелин), славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин), русские революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов), неославянофилы и «почвенники» (Н. Н. Страхов, Н. Я. Данилевский), учёные-естествоиспытатели (И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников) и социологи-позитивисты (Л. И. Мечников, М. М. Ковалевский), а также сторонники анархизма (М. М. Бакунин, П. А. Кропоткин), философского идеализма (В. С. Соловьёв, А. И. Введенский), христианского социализма (Ф. М. Достоевский) и «истинной религии» (Л. Н. Толстой) предложили множество рецептов социального обновления и переустройства России. Но, как известно, Российская империя в лице её последних монархов оказалась, по выражению Карла Маркса, именно тем «слабым звеном» среди капиталистических держав, где были посеяны и дали обильные всходы идеи построения нового — социалистического (пролетарского), а затем и коммунистического (бесклассового) — общества.
Чтобы лучше понимать, как философские идеи стали былью и почему революционный проект 1917-го потерпел фиаско через 75 лет, мы должны обратится к наследию трёх русских мыслителей, перелистав философские произведения о России П. Я. Чаадаева, В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.