Интеграция культурных ценностей в трудах П. А. Сорокина

Выходец из России, выпускник Санкт-Петербургского университета Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) после вынужденной эмиграции (покинул родину на «философском пароходе» в 1922 г.) жил и работал в США. За границу он приехал уже сложившимся ученым, но если раньше его научные интересы лежали преимущественно в области социологии, то в Америке он состоялся и как крупнейший культуролог. Точнее говоря, считая общество и культуру единым целым, он стал исследовать человеческую деятельность в социокультурном контексте, заложив основы важнейшего направления культурологии — социологии культуры.

Исторический процесс от древности до современности П. А. Сорокин рассматривал как интегральную социокультурную модель. «Чистые культурные системы», носителями которых выступают индивиды и институты, являются органической частью в иерархии приоритетных ценностей и значений. Он подходил к истории как к циклической флуктуации (допустимому изменению, отклонению) таких устойчивых и целостных типов культуры, как чувственный, идеациональный, идеалистический. Если первый отличает непосредственно чувственное восприятие бытия, то для второго характерно рациональное мышление, а для третьего — интуитивизм, то есть постижение мира посредством интуиции.

Древнегреческая и западноевропейская культура Средневековья, как считает Сорокин, по преимуществу идеалистические, но в них, как и в культуре брахманской Индии и буддийской культуре, присутствует идеациональное начало, тогда как современная система культуры переходная от чувственной к идеациональной.

В историческом кругообороте трех сменяющих друг друга суперсистем чередуются разные способы познания, приближая нас к истине при исследовании природы реальности и давая ответы на вопросы, почему происходят кардинальные сдвиги и глубинные преобразования в структуре общественных отношений, как назревают кризисы, социальные потрясения, войны, революции.

В основе методологического подхода П. А. Сорокина к названным типам культуры — исследование этих объектов как систем в контексте с фундаментальными социальными структурами и ценностями, в увязке с правом, искусством, наукой, религией, с учетом отдельных индивидов (субъективный мир), этнических, социальных общностей, мира вещей и, конечно, духовных сущностей (транссубъективный мир) в виде идей, мыслей, желаний, эмоций и т. п.

Сорокин не абсолютизировал никакой из выделенных им типов культуры, диалектически рассуждая, что ни «одна система не заключает в себе всю истину так же как и ни одна другая не является целиком ошибочной».

Установочные работы ученого по культурологии — «Социальная и культурная динамика» в четырех томах (1937-1941) и «Кризис нашего времени» (1957). В них он выстраивает социодинамическую модель культуры, дает ее понимание как ценностной многоуровневой системы — системы систем, или суперсистемы, которая в свою очередь состоит из подсистем: язык, наука, философия, религия, искусство, мораль, право, прикладная технология, экономика, политика. Культурные суперсистемы глубоко эшелонированы, многомерны и продублированы другими параллельными системами и подсистемами.

Ценностное разнообразие при всех различиях в конечном счете согласуется и интегрируется во взаимоувязанную и функциональную систему-культуру. Культура, пишет Сорокин, это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют и раскрывают эти значения».

«Всякая великая культура, — по мнению Сорокина, — есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

В современной культурологии неизменно присутствует проблема ментальности как типа культуры. Если само понятие ментальность, или менталитет (от фр. mentalite — мироощущение, мировосприятие), ввел французский философ, социолог и социальный психолог Люсьен Леви-Брюлль (18571939), то понятие культурный менталитет, или менталитет культуры, принадлежит П. А. Сорокину.

Обозначая субъективный и транссубъективный миры, в которых пересеклись как схожие и близкие, так и противоположные, взаимоисключающие ценности, значения, идеи, образы, чувства, стереотипы, он как бы вписывает этот культурный аспект в мировой исторический процесс, относя к стержневым понятиям, формирующим жизнь людей в обществе.

П. А. Сорокин не только не смешивает культуры, но, напротив, подчеркивает их суверенитет и индивидуальность, проводя между ними четкую демаркационную линию: каждая культура, утверждает он, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».

Ключевые слова: Культура, Сорокин
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина
Монина Н.П., Культурология
Влияние язычества на русскую культуру
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Киевской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрожденческие представления о культуре
Монина Н.П., Культурология
Культура управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Определения культуры
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Первобытная культура
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий