Художественная культура и искусство

Проблема определения. Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:

  • искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;
  • искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;
  • искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искусствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки включают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики.

Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество.

Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры.

К искусству принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.

Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им.

Субъекты художественной культуры

Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах. Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклонников, сторонников, новых произведений и идей.

Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр Станиславского.

Заниматься народным творчеством может кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.

Художественная культура — это элитарная культура плюс народная культура. Искусство — это только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика.

Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.

Структура художественной культуры

У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее создает. Почему? В искусстве, особенно сегодня, постоянно меняются:

  1. средства художественной выразительности,
  2. профессиональные навыки художников,
  3. совокупность принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений.

Оценки выносят знатоки — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков и знатоков, устроители аукционов и государственные чиновники, если они регулируют развитие культуры. При этом они руководствуются не только личными вкусами, пристрастиями и чувствами. У них есть и объективные стандарты. Это господствующие в данный исторический период эстетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокупность принципов и критериев, связанных с построением художественной формы в конкретном направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничивающие и упорядочивающие многообразие художественных проявлений. Особенно часто эстетические стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм, футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, импрессионизм, романтизм и реализм — в конце XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная система искусства распространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует в создании искусства. Сравнивая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить, что в искусстве нормы меняются гораздо быстрее. В культуре некоторые нормы, например, кров¬ной мести, держатся тысячелетиями.

Хотя эстетические стили, критерии оценки художественных произведений меняются очень быстро, в целом нормативный базис искусства остается неподвижным. Для того чтобы глубже разобраться в проблеме, составим схематическое представление о нормативной системе художественной культуры в целом и искусства в частности.


Рассмотрим схему (рис. 11). Ядро искусства (в данном случае искусство и художественная культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении тысячелетий руководили художниками. Периферию составляют изменчивые стилевые критерии, которые меняются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет.

Художник всегда раздваивается: он стремится соответствовать нормам и ядра, и периферии. С одной стороны, он не хочет отстать от художественной моды, вкусов и ориентаций публики, стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обращены к зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, — истинный художник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты, привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен следовать изменчивым вкусам публики, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два впереди эпохи, просвещать и образовывать публику.

Таким образом, у искусства две части, иони антагонистичны. Требования одной противоречат требованиям другой. Художник в равной мере обязан следовать той и другой системе нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства.

Интересно, что не только художник, но и его непосредственное окружение также руководствуется противоречивой системой норм. Например, критики оценивают и актуальность произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения вечных критериев прекрасного. Коллекционеры, покупающие и составляющие произведения искусства в собрания, пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев, когда они не смогли увидеть в начинающем художнике будущего гения человечества, не приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят организаторы аукционов, где продаются художественные произведения. Неосознанно ими руководствуется даже публика, любители искусства. Из двойных стандартов, но с заметным уклоном в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произведения, организует финансовую поддержку, проталкивает художника на телевидение, в прессу и т. п.

По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем, эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству. Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести.

Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на периферии. Это экспериментальная лаборатория художественной культуры. Обычно наибольшим спросом у публики пользуется именно самое необычное и шокирующее. Чем необычнее произведение, тем мгновенней успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое оригинальное и броское, но и самое массовое.

Ключевые слова: Культура, искусство
Источник: Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста
Материалы по теме
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
История понятия культура
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Социология культуры как отрасль социологического знания
Ритерман Т.П., Социология
Оставить комментарий