Феномен культуры. Понятие культуры

Культура - одна из важнейших категорий целого комплекса гуманитарных наук (истории, этнографии, археологии, философии, эстетики, искусствознания, социологии, культурологии). В наиболее общеупотребительном значении культура определяется как исторически определенная ступень развития общества и человека, выражена в результатах духовной и материальной преобразующей деятельности людей. Понятие «культура» выражает содержательную сторону развития определенных исторических эпох (например, культура античности, культура средневековья) и раскрывает степень совершенства различных сторон жизни общества, человека и различных сфер его деятельности ( например, политическая культура, правовая культура, научная культура, физическая культура, культура быта и т. д.).

Начало самостоятельному существованию понятия «культура» было положено еще в эпоху поздней римской античности, в частности, в «Тускуланских беседах» (45 г. до н. э.) политического деятеля, писателя и мастера красноречия Цицерона, который назвал философию «cultura animi» - «культурой духа». Таким образом, было определено основное смысловое ядро понятия «культура», объединяющее целенаправленное преобразование окружающего мира и всестороннее совершенствование человека. Поэтому долгое время существовала традиция понимания культуры как совокупности достижений в области человеческой учености, образованности, воспитанности, а также высокого уровня организованности и упорядоченности жизни общества.

Предметом философского осмысления категория культуры становится в эпоху Просвещения, когда ее трактовка оказалась прочно связанной с проблемами духовного развития человека. В это время понятие культуры было призвано выражать высокую степень человеческого совершенства в условиях прогрессивного социального развития, воплощенного в достижениях науки, искусства, а также в религии, праве и морали.

В настоящее время число определений культуры измеряется четырехзначными числами. В чем причина? Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и многоаспектна культура.

Подход к определению культуры зависит от исследовательских установок. Кроме того, в зависимости от теоретической методики формируется и способ, помогающий постигать данный феномен.

Смысловые подходы к культуре. На современном этапе развития культурологии наряду с узкими подходами к определению культуры существует глобальный подход к пониманию культуры, когда она рассматривается как надприродное, над-биологическое образование, оформившееся на протяжении истории человечества в процессе освоения и преобразования людьми «первой природы». Таким образом, категория культуры раскрывает всю полноту и специфику человеческого существования как «предельную общность всех основных слоев исторического процесса» (А.Ф. Лосев), от экономики до бытовых сторон жизни личности. Наиболее распространенными являются трактовки культуры со стороны социальной, материальной и духовной деятельности людей, проблем развития человека, с точки зрения сохраняющихся и воспроизводимых в сфере культуры ценностей, а также в национально-этническом аспекте.

Общепризнанный в настоящее время гуманитарно-деятельностный подход к определению культуры позволяет охватить все разнообразие форм существования человека, являющегося единственным производителем и носителем культуры. С этой точки зрения сущность культуры заключается в том, что человек выступает как единственно возможный субъект, т. е. создатель культуры, являясь одновременно и объектом ее многочисленных и унаследованных в процессе развития общества форм и ценностей, формирующих определенный тип личности. Именно через человеческую деятельность сохраняется единство традиции, нормы и постоянного обновления, что является одним из фундаментальных качеств культуры на каждом этапе ее всемирного и регионального развития. В процессе своей жизнедеятельности человек, осваивая и преобразуя окружающую природу в мир культуры, делает его соответствующим своим специфическим человеческим потребностям и идеалам, так как именно в сфере культуры реализуются разнообразные творческие способности человека и раскрываются его неповторимые личностные начала. Через культуру окружающий мир обращен к человеку как устоявшийся культурный опыт прошлого, система норм и образцов жизни и поведения, одновременно раскрываясь как арена его самостоятельных и новаторских форм деятельности. Поэтому в культуре содержится потенциал универсального становления человека и общества: культура - это то, что должно быть, состояние отвечающее сущности человека и постепенно реализуемое в ходе развития общественной практики (Б.С. Ерасов).

Религиозно-философский подход: культура - синтез высших духовных достижений человечества, является проявлением его деятельностной любви к Богу.
Аксиологический подход: культура - совокупность духовных и материальных ценностей.
Исторический подход: культура трактуется как система конкретно-исторических типов социокультурного развития.
Этнографический подход: культура - совокупный опыт народов, сумма их знаний, верований, обычаев, искусства, морали.
Философский подход: культура - высший человеческий инстинкт поиска смысла жизни, развивающий степень свободы личности.
Эстетический подход: культура как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.
Этический подход: культура - добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей, деятельность по гармонизации природной и духовной составляющих человека.
Нормативный подход: культура - система норм и запретов, регулирующих жизнь общества и обеспечивающих его стабильность.
Семиотический подход: культура - система знаков, символов, кодов, шифров, которые надо разгадать и освоить, понять их значение и смысл.
Технологический подход: культура - определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, а этот уровень определяет все другое: семью, быт, формы досуга, мораль.
Системный подход: культура - система, состоящая из определенных элементов (подсистем) и взаимодействующая с другими, более широкими системами.

Анализ существующих определений культуры показывает, что ее дефиницию можно дать через:
1. Рефлексию, деятельность, воспроизводство, общение, смысл;
2. Коммуникацию, информацию, обычаи, традиции, верования;
3. Религию, ценности, символы, технологию, творчество.

В результате различных и нередко взаимоисключающих подходов и методов к анализу культуры современная культурология пришла к выводу, что термин культура многозначен:
• термином «культура» обозначают определенную эпоху в развитии человека;
• термин «культура» применяется при характеристике конкретного общества или народа (этноса);
• термин «культура» применяется для обозначения специфических сфер деятельности общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности;
• термин «культура» употребляется для характеристики определенного уровня духовной культуры, а в более узком смысле - для характеристики художественной культуры;
• культура как степень образованности и воспитанности человека.

Культура - понятие широкое и имеющее довольно большое количество определений. Американские ученые А. Кребер и К. Клакхон, учитывая многочисленные определения, пришли к выводу о том, что среди этого многообразия следует выделить основные типы определений.

Основные типы определений понятия «культура».

1. Описательные определения. Например, согласно Э. Тайлору, культура в широком этнографическом смысле слагается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
2. Исторические определения. Внимание привлекается к наследованию, традициям, доставшимся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества.
3. Нормативные определения. В одних из этих определений культура рассматривается как образ жизни; в других - как ценности и идеалы; в-третьих - как материальные и социальные ценности людей, в том числе институты, обычаи, установки, поведенческие реакции.
4. Психологические определения. Связаны с акцентом на адаптацию, приспособление к жизненным условиям, соответствующие формы поведения.
5. Структурные определения. Акцент делается на структурную организацию культуры.
6. Идеологические определения. Культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
7. Генетические определения. Культура истолковывается с позиций ее происхождения, а основное внимание фиксируется на том, что все материальные объекты, верования, установки функционируют в «контексте символизирования».

Культура как «вторая природа»

Концепция «культура -вторая природа» подчеркивает связь культурной деятельности с природой. Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности:
• непосредственное потребление человеком природных ресурсов биологическим, естественным путем;
• преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде - артефактов.

Артефакт - любой искусственно созданный объект. Некоторые культурологи определяют артефакт как любое искусственное образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культуры. Артефакт выделяют как элементарную единицу искусственного мира.

Культурный артефакт - интерпретативное воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении.
Артефакты призваны обеспечить как биологические, так и надбиологические (социальные) потребности человека. Результат - «очеловечивание» природы, создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности. В новый человеческий мир - «вторую природу» входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совместная деятельность по преобразованию не только первой, но и «второй природы», а также изменения и самого человека.

Иногда термин «вторая природа» отождествляется с понятием «культура», которую воспринимают как то, что «отвоевано» трудом и духом человека у собственно природы как натуры.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.