В общественном сознании любое проявление ревности расценивается как отрицательное явление. Этого же мнения придерживаются и многие выдающиеся деятели литературы. Так, Дени Дидро говорил, что ревность — это страсть убогого скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо. «Ревность <...> есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого им предмета», считал В. Г. Белинский. А Анатоль Франс писал: «Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности».
И в советскую эпоху ревность с точки зрения коммунистической морали осуждалась как безнравственность, как проявление эгоизма, себялюбия, тщеславия, зависти.
Действительно, во многих своих проявлениях ревность унизительна и отвратительна, и в атмосфере необузданной ревности даже самая крепкая любовь задыхается и чахнет.
Поверь мне: любовь уходит тем путем, которым входит ревность.
Лопе де Вега
И все же ревность — нормальное явление, если она возникает редко. Она даже может доставлять удовольствие тому, кого ревнуют.
У уральского писателя Валерия Брускова есть афоризм: «Костер любви питается дровами ревности», а некоторые психологи вообще считают, что ревность отражает уровень притязания личности, поэтому бороться с ней вредно, ибо такая борьба снижает конкурентоспособность человека. Есть мнения, что ревность может иметь и положительную сторону. Это мнение разделяет Матез (Mathes, 1986), выявивший в результате лонгитюдного исследования связь высокой ревности с удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями и их длительностью свыше семи лет. На основании этого он пишет, что ревность предохраняет и содействует любви.
Скорее всего, все дело в пропорциях — ведь даже самое целительное лекарство, применяемое без меры, может причинить вред. Поэтому врач И. Шевелев вывел следующий постулат: «Ревность — яд: в малых дозах стимулирует любовь, в больших — убивает».
Первый опыт ревности, который человек пережил, — это страх потерять любимого человека.
Но хотя страх и гнев — негативные чувства, для ревности они скорее лекарство, чем яд. И первый опыт детской ревности учит тому, что никто из нас не является «центром вселенной», что любовь не дается нам просто так — ее нужно добиваться, заслужить. Но если ревность может быть созидательной силой, надо ли спешить избавляться от нее?