Имеются различные определения ревности:
- негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой;
- мучительные сомнения в чьей-нибудь верности, любви (Словарь Ожегова);
- страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности (Словарь Ушакова);
- подозрительное отношение человека к тому, кто ранее отвечал любовью, привязанностью, расположением, а также мучительное сомнение в верности, любви ее объекта (Человек. Анатомия. Физиология. Психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь).
Все эти определения, в сущности, говорят об одном и том же: ревность связана с переживанием опасности потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991; Salovey, 1991; Маслоу, 1997). Ф. Ларошфуко писал: «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность» (1971, с. 153).
Считается, что ревность связана с любовью, но как? — вот в чем вопрос. Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит», связав любовь и ревность воедино, и люди приняли на веру это положение и стали руководствоваться им в своей жизни. В сборниках мудрых я обнаружил другое по характеру высказывание неизвестного автора, которое кажется мне более глубоким и психологичным по своей сути, чем афоризм знаменитого богослова. Оно гласит: «Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять... Профессор И. Шевелев говорил, что ревность — это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а С. Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность — сестра любви, подобно тому как дьявол — брат ангелу».
Щербатых Ю. 2002
Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревнивый партнер требует к себе неограниченного, исключительного внимания. Когда эти претензии мнимо или на самом деле ставятся человеком под вопрос, появляется ревность, сопровождаемая целой гаммой эмоций: либо сильным, порой иррациональным страхом потери любимого человека, либо гневом, если человек, несмотря на все попытки, не может вернуть его внимание, любовь и чувство безопасности. Ревность сопровождается и обидой на мнимое или реальное предательство партнера, а также тревогой, стыдом, досадой, печалью.
Ревность можно испытывать к любому сопернику — реальному или воображаемому, будь то мужчина, женщина, ребенок или животное. Но она не является показателем силы любви. Нередко ревность показывает лишь степень неуверенности в себе.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Овидий
Ревность есть необходимая сторона любви... Она — один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тьма, в которой воссияет луч любви.
Павел Флоренский
Ревность — это зависть? Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимичные. В Словаре по этике (М., 1983) ревность определяется как неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, достоянию или популярности другого лица, а также к его самостоятельности в действиях и чувствах, что скорее характеризует зависть.
Имеются и такие ученые (Salovey, Rodin, 1986), которые считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому используют вместо него понятие «ревность социального сравнения». Как отмечает К. Муздыбаев (1997), от такого смешивания этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сферы межличностных отношений.
Ревность — самая исключительная страсть в мире.
Ф. М. Достоевский
П. Тительман (Titellman, 1982) следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника человек боится потерять то, что имеет и что значимо для него. Г. Клентон и Л. Смит (Clanton, Smith, 1977) отмечают и другое различие: завистник пытается контролировать абстрактные и материальные объекты (статус, деньги и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над людьми, значимыми для него.
В отличие от зависти, где есть две стороны — тот, кому завидуют, и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая — это ревнующий, вторая — тот, кого ревнуют, и третья — тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. Д. Кинсли (Kingsley, 1977) добавляет еще и четвертую сторону — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.
Ф. Ларошфуко писал, что «ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших близких».