Экспериментальный дизайн с одним испытуемым в клинической психологии

Экспериментальный дизайн с одним испытуемым используется в тех случаях, когда требуется проведение интервенционного исследования на одном пациенте. Субъект исследования является контролем для самого себя. Данный дизайн также иногда обозначается как N из 1 (N-of-1) , так как позволяет получить N наблюдений на основе одного обследуемого пациента.

Экспериментальный дизайн с одним испытуемым предполагает, что проводятся повторные измерения и мониторинг изменений анализируемых показателей у испытуемого. Прежде всего, выбирается показатель или показатели, которые следует измерять у пациента. Показатели должны быть такими, чтобы их можно было часто повторно исследовать у данного пациента. Если речь идет о психометрических методиках, то они должны быть относительно краткими и минимально реактивными. Чаще всего применяются оценки, даваемые наблюдателями (например, оценка выраженности симптомов аутоагрессии) или самим испытуемым на основании самонаблюдения. Далее следует определиться с оптимальной частотой проведения измерений. Как правило, такие измерения проводят ежедневно. Однако в зависимости от задач исследования замеры можно проводить чаще (например, ежечасно) или реже (например, еженедельно). При любом варианте организации исследования начинают с серии базовых измерений, направленных на выявление исходных значений параметров, интересующих исследователя, до начала интервенционного воздействия. Базовые измерения проводятся до достижения стабильных показателей (предпочтительно от 10 до 20 наблюдений). После этого начинается фаза экспериментального лечения. Можно выделить несколько наиболее распространенных дизайнов:

Дизайн АВ (AB design) — простейшая форма эксперимента с одним обследуемым. Проводится серия базовых измерений (фаза А), после чего осуществляется интервенционное воздействие (фаза В), и на этой фазе также осуществляется серия измерений (рис. 29). На основе дизайна можно, например, исследовать влияние позитивного стиля воспитания на проявления аффективных вспышек у ребенка 6 лет. Родителям предлагают фиксировать число и выраженность таких аффективных вспышек у ребенка ежедневно в течение 2 нед. (фаза А). Затем в ходе фазы В (интервенционное воздействие) родителям может быть предложен новый способ реагирования на аффективные вспышки у ребенка. Если интервенционное воздействие окажется эффективным, можно ожидать снижения частоты и выраженности аффективных вспышек.


Недостатком дизайна АВ является то, что при отсутствии дополнительной информации такое исследование не позволяет с уверенностью говорить о существовании причинно-следственной связи между воздействием и эффектом. На него в значительной степени распространяются те критические соображения, которые были приведены в отношении квазиэкспериментального дизайна по типу «одна группа, предварительное тестирование, последующее тестирование». Так, в приведенном примере на момент начала интервенционного вмешательства у ребенка мог появиться новый друг, что привело к снижению частоты аффективных вспышек.

Реверсивный дизайн (АВ АВ) (reversal design) — дизайн АВ с повторением. Такой дизайн довольно часто используется в исследованиях, связанных с модификацией поведения (рис. 30).

Пример
В примере с изучением аффективных вспышек у ребенка дизайн АВАВ можно было бы реализовать следующим образом: после выявления эффективности интервенционных воздействий нужно было бы вернуться к исходной базовой стадии, а затем вновь осуществить интервенционное воздействие. Вмешательство, связанное с воспитанием ребенка, окажется эффективным, если при прекращении такого вмешательства у ребенка участятся аффективные вспышки.


Обоснованием такого подхода является предположение, что изменение поведения после реверсий свидетельствует о влиянии экспериментального вмешательства. Существуют и более сложные модификации реверсивных дизайнов, например АВАСАВ, в котором после базовой фазы А используется второе вмешательство С.

Недостатки реверсивного дизайна

  • Может иметь место остаточный эффект. У пациентов автоматически не возникает обострений заболевания сразу после окончания лечения. Это особенно актуально в случаях изучения изменения поведения пациентов на фоне психодинамической и когнитивной терапии, поскольку такие психотерапевтические вмешательства, если они эффективны, приводят к необратимым изменениям стиля мышления пациента.
  • Даже если интервенционное воздействие является обратимым, возникают серьезные этические проблемы, связанные с прекращением потенциально эффективного лечения на втором и последующем переходах к базисным фазам исследования. Таким образом, данный дизайн создает конфликт клинических и научных интересов.
  • Чередующиеся назначения и отмены изучаемого лечения может вызвать нежелательный психологический эффект (пациент может утратить доверие к специалисту, может быть спровоцировано нежелательное поведение).

Дизайн с несколькими базовыми показателями (multiple baseline design) используется при исследовании нескольких (предположительно независимых) поведенческих характеристик или какого-то одного стиля поведения, проявляющегося в различных ситуациях (рис. 31). Например, можно исследовать влияние интервенционных воздействий одновременно на проявления аффективных вспышек, энуреза и страхов у ребенка или на проявления агрессии в домашних условиях, в школе и на игровой площадке. При этом осуществляются интервенционные воздействия, направленные на каждое изучаемое нарушение поведения, и оценивается их эффект в отношении каждого отдельно изучаемого вида нарушения поведения (см. рис. 31). Дизайн предполагает, что каждое отдельное интервенционное воздействие может оказаться эффективными в отношении лишь какого-то одного стиля поведения или одной конкретной ситуации, в которой этот стиль поведения проявляется. Его нельзя признать удовлетворительным в тех случаях, когда изучаемое интервенционное воздействие направлено на изменение каких-то общих показателей у пациента.


Дизайн с переменным критерием (changing-criterion design) используется для демонстрации того, что интервенционное воздействие может прогрессивно снижать выраженность нарушения, т. е. по мере ужесточения критерия эффективности (рис. 32). Дизайн особенно полезен при работе с пациентами, страдающими аддиктивны-ми расстройствами. Например, при разработке программы по отказу от курения на первом этапе в качестве критерия эффективности интервенционного воздействия может быть использовано снижение числа выкуриваемых сигарет до 15 в день, на следующем этапе — до 10 в день (Barker C. [et al.], 2002; Nikles J., Mitchell G., 2015).


Анализ исследований с одним испытуемым обычно предполагает графическое отображение результатов. Предложены некоторые статистические подходы к анализу данных, полученных в ходе подобных исследований (Morley S., Adams M., 1989). Одним из таких подходов может быть рассмотренная ранее методика выявления точек перелома (join points) при анализе тренда (см. Корреляционные исследования). Анализ показателей, приведенных для иллюстрации дизайна АВ (см. рис. 29), на предмет наличия точек перелома при помощи программы JoinPoint (рис. 33) выявил наличие одной точки перелома, соответствующей 16-му наблюдению (начиная с 15-го наблюдения оказывалось экспериментальное интервенционное воздействие). С этого момента выявлено наличие статистически достоверного тренда к снижению показателей (P < 0,0001). В первой фазе наблюдений (с 1-го по 15-е) отсутствовала статистически достоверная динамика показателей (Р = 0,33).


Ключевые слова: Клиника, Исследования
Источник: Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. — 328 с.
Материалы по теме
Ассоциации и причинно-следственные связи исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Систематическая ошибка исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Корреляционные исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Влияние искажающих факторов на исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Описательные исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Стандартизация исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Исследование популяционных срезов в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Исследования по принципу «случай — контроль» в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Оставить комментарий