Деловая этика и деловая культура

Понятие деловой культуры. Деловая культура как система, ее ценности, нормы, знания и символы. История становления деловой культуры. Традиционная и буржуазная деловая культура.

Деловая этика является ядром или основой деловой культуры. Перспективы становления деловой культуры в обществе зависят в первую очередь от нравственных факторов.

Деловая культура является составной частью хозяйственной культуры общества, а также элементом культуры общества в целом и элементом цивилизации. Деловая культура как частное проявление культуры вообще, представляет собой систему, состоящую из ценностей, норм, знаний и символов.

Ценность - это субъективное значение, смысл, которым наделяется объект. В деловых культурах всего мира ценностями являются деловой успех (т.е. увеличение прибыли, развитие, рост, расширение дела), сопутствующие ему материальные блага, уважение окружающих, социальное признание, общественный вес, авторитет, благодарность потомства. К важнейшим ценностям деловой культуры относятся также общественная стабильность и развитие, выгода и устойчивость, риск и надежность, формальные и личные отношения между партнерами, хозяевами и служащими, инициатива и исполнительность, быстрота получения результата, тщательность проработки делового решения. Ценность содержит ответ на вопрос: «Для чего действовать?». Ответ же на вопрос: «Как полагается, допускается, разрешается действовать в данном социальном окружении?» - содержит норма.

Норма - это стандарт, правило. Нормы фиксируют правила поведения, определяют рамки дозволенного. Нормы складываются в системы и кодексы. Они определяют «как принято» и «как полагается» поступать. Влияние норм в области деловых отношений очень велико. Нормы деловой культуры формируют стиль и формы ведения хозяйства и бизнеса, а также внешние особенности поведения хозяев и предпринимателей. Кроме того, в сферу но культуры входят такие вопросы, как скорость принятия решений, склонность к тому или иному виду сотрудничества, ориентация на быструю прибыль или долгосрочное сотрудничество, склонность к тому или иному виду дела, форма ведения дела, особенности проведения переговоров, стратегии взаимодействия и освоения рынков.

Слово «знание» в широком смысле означает «информировать», «сохранять в какой-то форме», «фиксировать», «постигать». Знания передаются не только в языковом общении, но и с помощью невербального, «бессловесного» языка, т.е. жестами, интонацией, паузами, тонами речи. В деловой культуре знания можно получить из многих источников, например, чтения, обучения, подражания, наблюдения, неосознанного восприятия и социальной практики.

Символ - это знак, который в сжатой, свернутой форме содержит определенное содержание. Деловая культура имеет свою систему символов. Это ритуалы, детали, показывающие единство работников предприятия, от униформы до визитной карточки, особые формы рекламы.

Исторически деловая культура формировалась постепенно, по мере развития различных видов хозяйственной деятельности. В разных цивилизациях деловая культура значительно отличается по ценностным приоритетам и ориентациям, стилям ведения дела, приемлемым уровням риска, механизмам разрешения противоречий и конфликтов и др. Японская деловая культура, например, существенно отличается от западной и американской, а дореволюционная российская деловая культура существенно отличается от советской и постсоветской.

С начала XIX века эталоном высокой деловой культуры стали считаться западноевропейские страны. На это повлияло развитие отчетности, счетоводства и бухгалтерии в Западной Европе, что было связано с прогрессом математики, упрощением счетных процедур. По мере исторического развития и становления западная деловая культура приобрела такие черты как рациональность, скрупулезный учет, ориентация на прибыль и рентабельность, культивирование специальных организационных методик.

В докапиталистических обществах деловая культура в значительной мере «растворялась» в культуре межличностных отношений. Хозяйственная и предпринимательская деятельность были подчинены традиционным сословным ценностям: солидарности, долгу, чести по отношению к «своим» и конкуренции, не связанной с нравственными ограничениями, по отношению к «чужим». Цели, стиль и приоритеты ведения хозяйства резко отличались и зависели от среды ведения дела. В отношениях с вышестоящими использовались такие деловые операции, как денежная ссуда, поставка товара и продуктов, производство одежды, оружия, утвари, предметов роскоши. Однако данные операции чаще всего носили характер личной услуги или выполнения личных обязательств. В рамках таких (вертикальных) отношений не могла сформироваться развитая деловая культура.

Наряду с вертикальными существовали и горизонтальные отношения. Однако и здесь деловая культура характеризовалась неустойчивостью. Отношения между участниками делового предприятия зачастую носили личный, эмоциональный характер. Например, торговые операции велись с учетом личности клиента. По свидетельству писателя И.Аксакова, в середине XIX века, «русский торговец тотчас распознает своего покупателя по платью, по речи, по приему, мигом смекнет: должно ли сделать ему «уважение», т.е. уступить, или стянуть с него вдвое больше настоящей цены» (см. в кн.: Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства, с. 269).

Неразвитость в добуржуазных обществах важнейших составляющих деловой культуры, таких, например, как умение воспринимать свое дело и весь мир в целом в точно измеряемых, цифровых величинах, стремление к скрупулезному учету и точному сведению балансов, отмечал и В.Зомбарт. Неразвитость бухгалтерского учета и баланса, по его мнению, влекла за собой неопределенность в отношениях между должниками и кредиторами. Последние были лишены реальной возможности требовать возврата долга, так как не вели учета кредита: «Все счетоводство ни в чем другом не состоит, как только в беспорядочной записи их покупок и продаж, как ее теперь делает всякий мелкий торговец маленького провинциального городка. Это в подлинном смысле «журналы» или «мемориалы», т.е. записные книжки, заменяющие узлы на носовых платках у крестьян, едущих на рынок в город. И сверх того еще полные неточностей. К тому же мягкие и либеральные закрепления сумм долгов и требований», - писал В.Зомбарт (там же, с. 270).

Западносибирский предприниматель второй половины XIX начала XX вв. - Н.М. Чукмалдин также писал в своей книге о том, что деловые отношения в сибирской деревне в пору его детства были очень простыми. Понятия о кредите деревенские жители совсем не имели, а всякую сбереженную копейку прятали дома в какой-нибудь сундук или узелок из тряпок, закатывали в холстины или складывали в горшок, а затем закапывали горшок в землю, в углу подполья. Если крестьяне и давали деньги кому-нибудь взаймы, то отмечали это зарубкой на бирке, и это считалось “верным обеспечением”.

“Брат бабушки моей, дед Василий, - писал Чукмалдин, - часто рассказывал, как должник ему в ноги кланялся и умолял “не скалывать зарубки”, пока он не уплатил долга” (Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания, с. 58).

Однако из воспоминаний автора можно узнать, что все деревенские расчеты велись добросовестно и честно, случаев спора между должником и кредитором никогда не было, не было и случаев обмана или того, чтобы подводили в “сделке”. В самых крайних случаях требовались лишь уверения: “вот вам Бог порука” или “святой угодник Никола”(там же).

А вот как, по свидетельству сибирского исследователя К.Носилова, проходила торговая ярмарка на севере нашего края в Березове во второй половине XIX веке. В отличие от других ярмарок на северных ярмарках не было никакой суеты и торгового шума. Торговля большей частью производилась скрытно:

“Инородец, пришедши к своему приятелю (так они называют тамошних купцов и торговцев, с которыми ведут торговлю и у которых одолжаются), вытаскивает из-под одежды звериные шкуры и, если сойдется в цене, отдает рухлядь и взамен получает хлеб, табак и другие нужные товары; если же торг не состоится, то идет к другому приятелю... Ценность денег остякам и самоедам мало известна. Общим мерилом для денег остается доселе у остяков белка и рыба муксун, а у самоедов - белый песец” (Носилов К. О сибирской торговле //Сибирская торговая газета. 1897, 23 ноября).

Традиционная деловая культура отличалась малой динамичностью. Напротив, для западной деловой культуры стали характерными высокий динамизм и ориентация на увеличение масштабов дела. Получение прибыли велось уже не за счет повышения цен, а за счет роста и ускорения оборота.

В конце XIX в. Н.М. Чукмалдин писал в «Письмах из Москвы» о различии в деловой культуре у западных и русских специалистов. Он акцентировал внимание на тех профессионально-нравственных качествах, которым русским деловым людям необходимо было поучиться у иностранцев. “Еще недавно возникла фирма русская до мозга костей..., - читаем мы в его письме, - затеявшая фабрику, хотя и с иностранными машинами, но исключительно с русскими техническими силами. И эта фирма должна была по опыту признать, в лице ее директора, что при таких условиях, как у нас сейчас, нельзя достигнуть полного успеха... Англичанин точен, как машина, не рвется временами пламенно вперед и не опускает руки в другое время до полного безделья, как русский человек. В какой бы должности он ни состоял, англичанин ровно минута в минуту является на фабрику, переменит чистое платье на рабочую куртку и методично принимается за дело, не покладая рук, и не боясь ни пыли, ни грязи. Русский человек нередко опоздает к началу работ, не покажет рабочему примера своими руками, а чаще всего ограничится словесными приказами подмастерьям...

Англичанин нальет масла в масленку сколько нужно и когда нужно, русский же механик то нальет больше, чем следует, то пропустит время налива, и машина на ходу начнет нагреваться. Чистя и разбирая машину, механик-иностранец всегда сам осмотрит всякую машинную частицу, вычистит ее, проверит, что русский не всегда сделает.

Затем русский человек часто работает по вдохновению, в зависимости от его настроения, то с усердием выше меры, то с апатией. А в фабричном деле всякое отклонение от нормы тотчас отзывается убытком предпринимателя. Вот почему в управлении промышленностью крупного предприятия методичность англичанина, аккуратность немца выгоднее подрывов и апатии русского человека, несмотря на то, что иногда последний образованнее и ученее иностранного собрата.

Молодой европеец, вышедший техником, обязательно поступит на фабрику или завод простым рабочим и последовательно проходит на практике все стадии производства, прежде чем займет ответственную должность в управлении делом. У нас же, оканчивая курс технического училища, выходят оттуда настоящими учеными - техниками, но, что называется, белоручками. Для этого барина бывает едва достойно внимания все то, что ниже теории, формул и чертежей...” (Чукмалдин Н.М. Письма из Москвы //Сибирская торговая газета, 1899, 17 февраля).

Неотъемлемым свойством западной деловой культуры являлась рациональность.

«Современного экономического человека (каким он всегда в наиболее чистом виде представляется в американском предпринимателе) воодушевляет воля к единственно рациональному устроению хозяйства, и он обладает и решимостью осуществить эту волю, следовательно, применить всякий наиболее совершенный метод, будь то метод коммерческой организации или счетоводства, или производственной техники, потому что он самый рациональный, что, естественно, с другой стороны, означает, что он, не стесняясь какими бы то ни было трудностями, оставит старый метод в тот момент, когда он узнает о существовании лучшего» (Зомбарт В. Буржуа, с. 139).

Важной ценностью и одновременно нормой западной деловой культуры являлось и умение вести переговоры, то есть добиваться желаемого результата путем согласия, а не насилия и обмана (как это нередко свойственно было средневековым купцам). По Зомбарту, одним из многочисленных проявлений деловой культуры выступает умение вести переговоры.

Важнейшими нравственными качествами предпринимателя выступают способность убеждать, решительность, умение выбирать верные пути для достижения поставленной цели.

С распространением капитализма западного типа и формированием мировой экономической системы основные свойства западной деловой культуры приобрели уже всемирный характер. Сформировалась единая общемировая деловая культура всех стран, вовлеченных в мировые хозяйственные связи, которая не снимает, однако, существенных культурных различий.

Ключевые слова: Культура, Этика, Официально-деловой стиль
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Профессиональная культура и этика
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Национально-культурные ценности в деловой этике
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Концепция «осевого времени» Карла Ясперса
Монина Н.П., Культурология
Кросс культурная психология
Мацумото Д., Психология и культура
Этика деятельности организации
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХ в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий