Национально-культурные ценности в деловой этике

В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи деловой этики и делового общения. Чтобы понимать другую культуру и успешно вести диалог с ней, надо проникнуть в дух культуры, в базовые ценности и нормы, в то, что В.Овчинников в “Ветке сакуры”, говоря о японском образе жизни, назвал “анатомией души” народа (см.: Овчинников В. Сакура и дуб. Ветка сакуры. Корни дуба. М.: АСТ, 2011).

Национальные особенности выражаются также в стиле мышления, восприятия, поведения, характерном для представителей определенной культуры. Знание национальных особенностей может служить своеобразным ориентиром и в области деловой этики. Приведем примеры деловой этики в ряде культур.

Отличительными особенностями деловой этики Запада являются рациональность и индивидуализм. Деловые отношения строятся между партнерами, не связанными отношениями подчинения, на основе принятых нравственных норм и принципов.

Целью деловой активности на Западе является прибыль и успех. Вместе с тем, рациональной деловой культуре свойственно отдавать предпочтение долгосрочным стратегическим целям перед быстрыми и прибыльными, но не имеющими перспектив операциями. Западная деловая культура в целях развития дела основывается на стратегии постоянных изменений, которая осуществляется на основе профессионально разрабатываемых программ.

Для западной деловой этики характерен высокий профессионализм работников, который дает им возможность квалифицированно решать возникающие проблемы. В современных условиях большое значение имеет сбор разнообразной информации (о состояниях рынков, тенденциях их развития, перспективах экономического развития в целом, планах и действиях конкурентов и т.д.). Однако нормой западной деловой этики является соблюдение права собственности на интеллектуальную продукцию и информацию.

Ориентация на прибыль в деловой культуре Запада порождает высокую степень риска. Западная деловая этика основывается на личной инициативе принципах индивидуализма, индивидуальной свободы и ответственности.

Удачное деловое решение всегда основывается на интуиции, т.е. своего рода вдохновении. Поэтому при всем рационализме Запада деловое решение в своей новаторской сути сродни искусству. В основе выдающегося западного предприятия лежит, помимо скрупулезного расчета и четкой организации, интуиция, способность видеть новое и идти на риск ради достижения цели. На эту особенность деловой деятельности особое внимание обращал известный западный ученый Й.Шумпетер, видевший в деловой этике прежде всего новаторство, а в деловой деятельности «способность производить новые комбинации», т.е. видеть новые методы производства, рынки, источники сырья, вводить новые товары, создавать новые организации. Только такая деятельность способна обеспечить развитие экономики.

Один из отцов современной индустрии и научной организации дела Г.Форд (основатель массового автомобилестроения), отмечал, что успех современного бизнеса зависит не только от «гения» отдельного предпринимателя, но и от «системы», устоявшихся структур, интуиции и профессионализма менеджеров.

Соединенные Штаты Америки

Для деловой культуры США характерны оперативность и конструктивизм, ориентация на прибыль, склонность к нестандартным решениям, открытость. При этом американская деловая культура характеризуется пренебрежениям к традициям, иначе говоря, к «почве и крови».

Американцы внесли в практику делового общения значительный элемент демократизма и прагматизма.

Индивидуальность и права личности - самое главное для американцев. Американцы самостоятельны и независимы. С раннего детства американцы привыкают «крепко стоять на ногах», т.е. надеяться только на себя. Они ценят прямоту, честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора, не тратят время на формальности. Американцы оказали значительное влияние на стиль ведения деловых переговоров во всем мире.

Американцы любят удобство, простое обращение (даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении), простую одежду.

Американцы любят соревноваться, ценят достижения и рекорды. Они дружественны, но по-своему. Американцы не любят зависеть от других людей, поэтому они «ранжируют» друзей и выделяют «друзей по отдыху», «друзей по работе», «друзей по спорту», «друзей семьи».

Американцы задают много вопросов, часто очень личных. В вопросах они прямолинейны.

Американцы ценят успех, который зачастую определяется количеством заработанных денег. «Воздействие бедности на человеческую личность в Америке разрушительно, - пишет социолог М.Лернер о современной Америке, -хуже всего, что бедные люди чувствуют себя отчужденными от остальной человеческой культуры и не имеют собственной субъективной культуры, которая принесла бы им утешение и чувство сплоченности. Они чувствуют себя презираемыми и отверженными, и сами начинают презирать себя. Им остается только надеяться, что в результате какого-то чуда их дети выиграют приз, какого они не смогли достичь, и они тем самым получат возможность плыть по волнам реки Богатства” (Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня, с.418).

Американцы энергичны. Их общество тяготеет к высокой активности, движению, переменам. Американцев раздражает тишина, они не любят перерывов в беседе и пауз в разговоре.

Деловой американец по своему характеру не мелочен и не педантичен. Но он понимает, что для организации любого дела - нет мелочей. Поэтому к деловой сделке он готовится тщательно, с учетом всех элементов, от которых зависит успех дела.

Непременным качеством американского бизнесмена является соблюдение трех правил: анализируй, разделяй функции (обязанности), проверяй исполнение. Эти правила считаются условием квалифицированного руководства.

Американцы берегут время и ценят пунктуальность. Они живут по расписанию и пользуются еженедельниками, точно приходят на назначенную встречу (опоздания для них недопустимы и не могут быть оправданы).

В деловом общении американцы прагматичны, энергичны и настроены на интенсивную работу. Этому способствует вся система образования и воспитания в Америке. Со школьной скамьи в детях США одобряется напористость, умение ставить цели и добиваться их.

Демократизм американцев в деловом общении проявляется в неформальной атмосфере при ведении деловых бесед и переговоров, в отказе от строгого следования протоколу. Американцы хорошо реагируют на шутки, стараются подчеркнуть дружелюбие и открытость.

Стиль делового общения отличает профессионализм. В США на деловых переговорах трудно встретить человека некомпетентного в обсуждаемых вопросах.

Американская деловая этика имеет и «обратную сторону». С точки зрения иностранных партнеров, американцы могут быть слишком напористыми, агрессивными, грубыми и фамильярными. Они часто проявляют эгоцентризм, полагая, что иностранец должен руководствоваться теми же правилами, что и они сами.

​Европейская деловая культура

Европейская деловая культура в целом характеризуется привязанностью к традициям. Многие фирмы и предпринимательские династии имеют вековую историю, гордятся ей и следуют сложившимся традициям и нормам. В Западной Европе важны не только деловые качества человека, но и личные достоинства, репутация, культурный уровень. Круг деловой элиты ограничен, и входить в него лучше через рекомендации посредников. В европейских странах прослойка деловых людей (предпринимателей) достаточно узка, профессия переходит из поколения в поколение и уровень подготовки, как культурной, так и образовательной, достаточно высок.

В Европе больше, чем в Америке, стараются свести к минимуму возможный риск, поэтому уделяется большое внимание доскональной проверке и проработке всех деталей делового предприятия. Для европейских деловых людей характерны национальная гордость, приверженность к национальным интересам.

Великобритания. Англичанам присущи такие черты как сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, почитание собственности, предприимчивость и деловитость. Независимость, граничащая с отчужденностью и необщительностью - основа человеческих отношений в Британии. Англичане склонны к выжиданию и неторопливым поискам компромисса.

У англичан высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они используют веру в «честную игру», не терпят хитрости и коварства. На честное слово англичан можно положиться.

Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний. В целом англичане старательно избегают в общении любых личностных моментов, т.е. всего того, что может показаться вторжением в чужую частную жизнь.

Англичане внешне приветливы и доброжелательны, готовы помочь, пойти навстречу, выручить из беды, однако они абсолютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения правил или законов. Здесь они не допускают снисхождения.

Умение терпеливо выслушать собеседника, не возражать ему, в Англии не всегда означает согласие. Просто англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. С английскими деловыми партнерами можно не бояться молчать и делать паузы при разговоре. Наоборот, грубым поведением считается, когда человек слишком много говорит, т.е. по мнению англичан, «навязывает себя другим». Англичане проявляют бережливость не только к деньгам, но и к словам и эмоциям. Они неприязненно относятся к любому открытому выражению чувств.

Пунктуальность в Великобритании - основное правило. Не следует начинать переговоры с английскими фирмами без тщательной подготовки и согласования, импровизации здесь недопустимы.

К деловым переговорам англичане подходят с большой долей прагматизма и медленно принимают решения. Традиционным для них является избегать острых углов во время переговоров.

Германия. Немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью, серьезностью, расчетливостью и стремлением к упорядоченности.

Немцы не любят, когда нарушается порядок, а также их планы. Они искренне убеждены, что инструкции, предписания, распоряжения нужно соблюдать неукоснительно, а приказам повиноваться безоговорочно. Немцы предупредительны и внимательны.

Немецкий стиль ведения переговоров отличается сухостью и педантичностью. Они вступают в переговоры только тогда, когда уверены в возможности нахождения решения. Ведя переговоры с немцами, следует учитывать их пристрастие к точности и строгой регламентации поведения. Немцы имеют привычку расписывать свою деловую и частную жизнь по дням и часам. Такие записи позволяют лучше планировать время, которое немцы очень ценят.

Целесообразно учитывать приверженность немцев к титулам. Для этого еще до начала переговоров следует уточнить титулы своих деловых партнеров.

Франция. Для установления деловых отношений с французскими партнерами следует четко представлять цели этих отношений, в зависимости от которых методы сотрудничества будут отличаться друг от друга. Подготовленные документы лучше излагать на французском языке, т.к. французы болезненно реагируют на использование в деловом мире иностранных языков.

Французов характеризуют такие качества как внимательность, осторожность и предусмотрительность в принятии решений. В бизнесе они предпочитают знакомства и связи. Новые контакты устанавливаются обычно через посредников.

Французы досконально изучают все стороны и последствия поступающих деловых предложений. Они не сразу позволяют убедить себя в целесообразности сделанного предложения, отдавая предпочтение аргументированному обсуждению всех деталей предстоящего контракта. Во время переговоров французские партнеры внимательно следят за тем, чтобы сохранить свою независимость. Французы не любят компромиссов.

Несмотря на присущую французскому характеру эмоциональность, французы не проявляют чувствительности к неутешительным или излишне приукрашенным доводам. Они предпочитают аргументы, подкрепленные точными фактами и технико-экономическим анализом.

В целом же во французском деловом мире следует подчеркнуть разнообразие поведения, образа мышления, воспитания французов. Современные исследователи отмечают, что самой характерной чертой французской нации является неповторимость ее индивидов.

Япония

 В японском национальном характере выделяется трудолюбие, развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга, вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям в группе. Японец с детства воспитывается в духе «групповой солидарности», учится подавлять свои эмоциональные порывы, сдерживать амбиции, не выпячивать свои сильные качества.

Японская мораль считает узы взаимной зависимости основой отношений между людьми. Японцы привыкли судить о человеке прежде всего по его принадлежности к той или иной группе. Когда два японца встречаются впервые, они пытаются выяснить принадлежность друг друга к определенной группе, а также положение, которое занимает в своей группе каждый из них. Без этих сведений им трудно найти основу для общения. Соединяя свои интересы с интересами группы, японец будет автоматически продвигаться одновременно с коллегами вверх по служебной лестнице. Отсюда большое значение для японцев имеет «верность» своей фирме, самоотверженность и патриотизм при отстаивании ее интересов.

Важнейшей особенностью деловой культуры Японии является ее ориентация на стабильность и минимизацию риска: «Японцы предпочитают исключить как можно больше элементов неопределенности из рыночного процесса, что напоминает их практику использования веревок, проволок и шнурочков для связывания и сгибания стволов и веток деревьев с целью придания им форм, отвечающих их эстетическим ценностям» (см.в кн.: Зарубина Н.Н. Социальнокультурные основы хозяйства и предпринимательства, с. 276).

Японские деловые люди предпочитают избегать конфликтов, т.к. в японском обществе существует ориентация на компромисс и согласие. Японцы редко обращаются в судебные инстанции, они склонны к взаимным уступкам и предпочитают налаживать отношения на взаимовыгодной основе. В то же время японская деловая жизнь знает и вспышки жесткой конкуренции, переходящие в «войну на уничтожение».

В Японии существует особая система принятия решений, суть которой составляет участие в обсуждении большого круга лиц - от руководителей до экспертов и рядовых сотрудников. Специалисты выделяют три главные характеристики японской модели принятия решений: выработка решений по линии «снизу-вверх»; принцип разделения риска; достижение согласия между всеми заинтересованными сторонами путем длительных переговоров и консультаций. Ответственность распределяется между всеми участниками принятия решения и персонально не определяется. В японской деловой культуре большое значение имеют личные неформальные контакты.

Большое значение в японской деловой этике придается пунктуальности и точности. Договорившись о встрече, японец непременно в срок, вплоть до минуты, появится на месте. На предельной обязательности основана вся практика делового общения в Японии.

Терпение в Японии считается одной из основных добродетелей, в том числе и в бизнесе. Иностранец, впервые встретившийся с японскими бизнесменами, может быть удивлен медленным темпом ведения переговоров. Однако, чем серьезнее выдвинутые на повестку дня вопросы, тем больше внимания уделяется малозначительным деталям. За этим кроется традиционное стремление создать соответствующую атмосферу переговоров, установить «отношения сотрудничества» для облегчения процесса принятия главного решения, когда все второстепенные вопросы будут улажены к взаимному удовлетворению сторон.

Арабские страны

Для арабов важнейшим элементом деловой этики является установление доверия между партнерами. Арабы привыкли ориентироваться на прошлое, обращаться к свои корням и традициям. Они также предпочитают предварительную проработку деталей, обсуждаемых деловых вопросов. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции.

В целом арабский мир далеко не однороден, поэтому существуют значительные различия в деловой этике у представителей различных арабских государств. Например, в основе египетской деловой культуры и этики лежит чувство национальной гордости за свою страну, которая является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, а также следование историческим традициям своей страны. Другие особенности - это тяготение к сильному правлению, к жестким административным правилам поведения. Египтяне чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью. Все, что рассматривается ими как вмешательство в их внутренние дела, беспощадно отвергается. В переговорах египтяне предпочитают «торг» иным типам взаимодействия с партнером. Большое значение они придают дружбе, искренности и гостеприимству.

В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами и просьбами к женщине, т.к. это считается неприличным. Все деловые контакты и обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются к друг другу щекой, похлопывают по спине и плечам. Однако такие знаки внимания возможны только между своими, и не распространяются на чужестранцев.

Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское - это целая процедура, сопровождаемая вопросами о здоровье и делах. На протяжении беседы одни и те же вопросы могут повторяться. Даже, если деловой человек спешит, он должен выслушать арабского собеседника, а также принять его многочисленные пожелания благополучия. Поводы для таких пожеланий могут быть самыми разными: встреча, приезд, отъезд, покупка. Речь арабского собеседника сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел. В арабской среде это обычная формула вежливости.

Дистанция между беседующими арабами значительно короче, чем у европейцев. Беседующие деловые люди почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При самом первом знакомстве арабский деловой партнер выражает радушие и любезность. Это дань традиции, так как среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно нравственного мусульманина. Однако последующая деловая беседа может проходить менее гладко. Арабские партнеры избегают определенных, четких ответов «да» или «нет», а заменяют их туманными, например, «если Аллаху будет угодно». Арабское понимание делового этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным. Во время беседы арабы избегают также суетливости и поспешности. Арабские собеседники всегда стараются «сохранить лицо» и свое, и делового партнера. Считается необходимым оставить возможность для дальнейших контактов. Отказ от сделки сопровождается отговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские деловые люди выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.

Исламская мораль относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. В средние века торговля рассматривалась мыслителями как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума.

Торговая сделка у арабов - всегда маленький спектакль, сопровождаемый большой любезностью продавца. Назвав многократно завышенную цену товара, хозяин начинает его расхваливать. Покупатель должен сбивать цену. Продавец и покупатель могут многократно расходиться, вновь обсуждать достоинства товара, пока не ударят по рукам. Процесс покупки часто сопровождается угощением прохладительными напитками, чаем и кофе.

Китай

Для китайского национального характера, как и для японского, характерны трудолюбие, дисциплина, терпение, усердие, аккуратность, а также коллективизм, бережливость, расчетливость и неприхотливость в ведении хозяйства. Китайцев отличает умение сдерживать эмоции, спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях.

Учитывая авторитет старшего, китайцы стараются всячески избегать конфликтных ситуаций с авторитетным лицом, начальником, учителем или отцом. Если же конфликт произошел, то виновным в большинстве случаев считается младший или подчиненный.

Стиль деловых отношений отличается процедурной длительностью (например, переговоры длятся от нескольких дней до нескольких месяцев). Китайцы не принимают решений без досконального изучения всех сторон предполагаемых сделок.

Китайские деловые партнеры всегда внимательны к двум вещам: к сбору информации относительно предмета обсуждения и к формированию «духа дружбы». Причем, «дух дружбы», обусловленный древними традициями, в китайском деловом мире имеет первостепенное значение. «Дух дружбы» отождествляется с хорошими личными отношениями партнеров.

В деловом мире Китая большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношениям внутри делегации.

В Китае придается большое значение налаживанию неформальных отношений с зарубежными партнерами. Делового человека могут спросить о возрасте, семейном положении, детях, что говорит об искреннем интересе к нему. Обычно китайцы радушно приглашают партнера в гости или в ресторан, где подают не менее 20 блюд. Деловые подарки в Китае лучше делать не определенному лицу, а всей делегации, т.к. определенному лицу может быть запрещено принимать подарки.

Источник: 
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Деловая этика и деловая культура
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Основные подходы в трактовке наций
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Разновидности делового общения
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Этика науки и социальная ответственность ученого
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Конструктивистское понимание нации
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Риторика и этика
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Этические аспекты оказания психиатрической помощи
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Оставить комментарий