Этика деловых отношений. Этикет в деловой карьере

Проявление интереса к непростым вопросам этики и психологии деловых и межличностных отношений помогает развить способность ориентироваться в сложном мире человеческого общения и принимать взвешенные решения, избегая подводных камней, мешающих достижению поставленных целей.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в служебной или предпринимательской деятельности. Ведь любой предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами. И от того, насколько хорошо он это делает, зависят его репутация и авторитет, а следовательно, и успех предпринимательского дела.

Этика в широком смысле слова - это совокупность норм человеческого поведения и практическая их реализация, т.е. этика как идеал и этика как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое в рамках его профессиональной деятельности.

Деловая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых культурным обществом к характеру его общения с людьми, социальному облику, адаптированные к его практическим нуждам сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Сюда относятся и этика ведения переговоров с партнерами, и использование этических методов конкуренции, и этика оформления документации, и многое другое. Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам, поведения.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления даже в мелочах их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать конфликтных ситуаций.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, известен термин техасское рукопожатие, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет иметь с ней дела.

Формула успеха западных предпринимателей: преуспевание = профессионализм + порядочность. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением изучают и часто вычеркивают из своих записных книжек имена тех, кто пренебрегает вышеназванными принципами. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживается некомпетентность или непорядочность предпринимателей, к какому бы государству они ни принадлежали.

Основной постулат этики каждой уважающей себя компании: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. Известен следующий факт. Американская фирма «Дженерал Моторс» однажды истратила 3,5 млн. долл. на одни только почтовые расходы, но пошла на это, чтобы вовремя предупредить 6,5 млн. владельцев своих автомобилей о замеченных дефектах в креплении двигателей. Именно так формируется профессиональная репутация производителя.

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка: не ответив своевременно на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса и др.

Всем известно, что среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги), не просто место купли-продажи товаров, не «базар», а прежде всего это особая логика, психология. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия, словом, рынок - это значительный культурный слой. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но, кроме законов, взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, или этикой рынка.

В России сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Имеются в виду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Многие новые российские бизнесмены осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах, как «Прибыль любой гиеной», «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Не обманешь - не продашь».

Не рынок по своей сути является аморальным, жульническим, а те люди, которые вносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Нет сомнения в том, что пороки нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего сегодняшнего состояния общественной морали. Вошли же в историю деловые этические нормы российского купечества, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи базируются на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя. Для него данное слово - закон. В цивилизованных странах многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сомневается в их надежности.

Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

Человечество за всю свою историю выработало следующие принципиально различные инструменты управления:
1) иерархия, где основное средство воздействия - отношения господства-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения;
2) культура, этика, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе;
3) рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях к собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Однако это не просто «инструменты управления», а сложные механизмы. В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они почти всегда все сосуществуют, и в зависимости от того, что является приоритетным, на что делается главная ставка, определяются сущность, облик экономической организации общества.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основой была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, постепенно уходит и этика отношений, в том числе и деловых. Этика в сфере предпринимательства, как уже говорилось, -это отражение этических норм в обществе. Исчезла советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится, и наряду с «рыночным» инструментом управления больший вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах.

Этическая ориентация может существенно изменить характер деятельности, ее качество и, следовательно, эффективность. Сочетание положительной социальной ориентации человека с высоким жизненным потенциалом и совершенной техникой ведения дел дает тип, который условно может быть определен как «дельфин». Отрицательная социальная ориентация при высоком жизненном потенциале и совершенной технологии предпринимательской деятельности образует тип «акула».

Соответственно различны их идеология, ответы на ключевые, смыслообразующие вопросы: "Что такое этот мир?", "Для чего я живу?", "Как достичь поставленной цели?", "Кто в этом мне будет помощником, союзником, а кто - конкурентом, или даже врагом?". Следовательно, будет отличаться и набор средств, используемых для достижения цели.

Эти типы обладают почти одинаковым набором технологических свойств: оба наделены от природы незаурядными умственными способностями и такими качествами, как энергия, независимость, самостоятельность, стремление изменить действительность, и т.п. Функциональная цель, задача обоих типов обусловлены их местом в экономической среде и характером экономической деятельности. Эта цель состоит в том, чтобы получить прибыль, извлекать из любого мероприятия выгоду для себя. В то же время типы кардинально противоположны по их важнейшему этическому параметру - социальной ориентации: по отношению к индивидууму, и к себе в частности, и к обществу.

Можно предположить, что эти типы в принципе одинаковы в различных культурах и даже цивилизациях. Исторический и социокультурный контекст меняет лишь их форму. Идеальный тип остается практически неизменным, так же, как неизменным на протяжении тысячелетий остается генотип человека. Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолютно «чистом», идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, скорее, должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но присущих одному предпринимателю. При этом сочетание черт «акулы» и «дельфина» в одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении морально-этических проблем.

Нельзя не отметить, что постепенно «дельфины» вытесняют «акул». Этот процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствуют повышенный интерес к проблемам этики деловых отношений и принятие в сфере международного предпринимательства кодекса предпринимательской этики.

В соответствии с этим кодексом цивилизованный предприниматель:
- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
- исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
- верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
- уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
- уважает законы, любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок;
- доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
- ценит образование;
- стремится к нововведениям;
- не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
- терпим к недостаткам других людей;
- согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
- никого никогда не унижает;
- имеет бесконечное терпение.

Выше говорилось, что предприниматель должен создавать свой имидж. Он должен ясно осознавать, что вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
- правила представления и знакомства;
- правила проведения деловых контактов;
- правила поведения на переговорах;
- требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- требования к речи;
- культуру составления служебных документов.

Очень важно понимать, что продвижение по службе зависит не только от вашей квалификации - мало ли на свете людей, хорошо знающих свое дело, - но и от того, насколько ваша манера вести себя соответствует ситуации, насколько удачно вы можете сыграть роль человека, предназначенного самой судьбой для той или иной должности.

Мнение о человеке складывается в первые же минуты собеседования с ним на предполагаемом месте работы; обычно на службу берут тех кандидатов, в которых видно умение понравиться, и продвигают по службе наверх того, с кем при всех обстоятельствах удобно. Бывают такие должности, где хорошие манеры (привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка и умение соответствующим образом одеться) относятся к числу наиболее ценных качеств, которые положительно выделяют работника и заметно увеличивают его шансы на успех.

Соблюдение делового этикета является одним из главнейших способов вырваться вперед и сохранить лидерство в мире бизнеса.

Хотим мы того или нет, но возможность достичь вершины и не свалиться с нее может порой зависеть от того, чтобы в нужный момент сказать нужное слово или избежать чего-то, что могло бы повредить карьере: не сказать лишнее в буфете, не выпить лишнего на вечере, не нарушать принятый порядок прихода на службу. Надо уметь правильно говорить по телефону, держаться соответствующим образом во время беседы, владеть законами переписки, знать, как строить отношения между мужчиной и женщиной на работе, как составить приглашение и ответить на него, как устроить прием с угощением, чтобы все ваши действия наиболее благоприятно отражались на вашем положении и делах вашей фирмы.

Знание делового этикета важно еще и в психологическом плане. Наверное, многие сами оказывались в неловкой ситуации или наблюдали растерянность человека, не знающего, надо ли ему первому подать руку при встрече или подождать, пока это сделает партнер. Неуверенность, неловкость мешают деловым отношениям, осложняют общую атмосферу встречи, переговоров.

Знания общих закономерностей делового общения позволяет анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить с ним на «общем» языке. Мастерство, как известно, в любом деле приходит с практикой, и деловое общение не является исключением.

Поиск оптимальных вариантов делового общения необходим прежде всего для повышения экономической эффективности предпринимательства. Но нельзя забывать и о том, что они так или иначе способствуют удовлетворению духовных потребностей человека. Вот почему легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Так, Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов.
1. Делать все вовремя.
2. Не болтать лишнего.
3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.
4. Думать о других, а не только о себе.
5. Одеваться, как положено.
6. Говорить и писать хорошим языком.

Суть этих принципов очевидна, однако некоторые из них следует рассмотреть поподробнее. Принцип «вовремя» относится не только к приходу на работу и пунктуальному отношению к деловым встречам. Он распространяется также на отчеты и любые другие поручаемые вам задания. Любая задержка потребует от вас каких-то оправданий, и вы будете выглядеть не столь обязательным как тот, кто сдает все в срок. Разумеется, у вас найдутся веские причины просить отсрочки, но ведь компанию-то интересует вовсе не это! Компании нужно, чтобы все дела делались точно в срок. Поэтому лучше сразу просите побольше времени, чтобы спокойно все успеть.

Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать лишних от 20 до 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы, тогда наверняка уложитесь в отведенное время. Вспомним Закон Мерфи: все дела занимают больше времени, чем кажется, а все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникают, особенно, когда на носу день сдачи. Так что необходимо выделять время с запасом на те трудности, что поддаются прогнозированию.

Что же касается национальных особенностей, то «вовремя» - понятие относительное, зависящее от обычаев, бытующих в деловой жизни данной страны. Так, в латиноамериканских странах никому в голову не придет сердиться на получасовое опоздание, а вот в Германии вашего появления будут ждать минута в минуту.

Смысл второго принципа состоит в том, что необходимо хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как тайны личного характера. Все секреты компании - будь то проект совершенно нового изделия или тот факт, что через неделю ожидается массовое увольнение, - нужно держать при себе.

Надо очень внимательно следить за тем, что говорить, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает, и к каким последствиям она может привести.

В общении с деловым партнером никогда не распространяйтесь о своей личной жизни и не расспрашивайте о чужой - ни о семейных перипетиях, ни о здоровье кого-либо из родных В большинстве случаев эти темы слишком деликатны, чтобы спрашивать или рассказывать о них в учреждении или в обстановке деловых переговоров. Если же именно вам некстати задали вопрос о такого рода личных материях, вежливо уклонитесь от ответа, сказав: «Ну, здесь об этом говорить не стоит»; и помните на вашей совести только ваши ответы, а кто какие вопросы будет задавать - это его дело.

Никогда не рассказывайте в рабочей среде никаких щекотливых подробностей своей интимной жизни: они имеют свойство всплывать и портить вам жизнь впоследствии. В деловой обстановке подобные темы абсолютно неуместны и считаются неприличными во время любых служебных переговоров.

Будьте начеку с человеком, который сообщает вам нечто непристойное о себе: это может быть лишь способ спровоцировать вас на подобные же откровения. Не попадитесь на эту удочку. Пусть вы - человек, которому можно доверять, вы не станете распространяться о личных делах коллеги, но он-то может прямо пойти к начальнику, и вы вылетите со службы прежде чем успеете что-нибудь сказать в свое оправдание.

Если беседуете с посторонним лицом (не из вашей фирмы), с которым надеетесь завязать деловое сотрудничество, держитесь подальше от скользких или перегретых эмоциями тем, таких, как политика, религия, равноправие женщин, а также конкретных вопросов касательно чьих-либо доходов или стоимости его дома и размеров получаемой арендной платы. Вряд ли вам захочется выглядеть излишне любопытным или упустить потенциального клиента или покупателя из-за того, что вы приметесь горячо спорить о тех предметах, которые в действительности не имеют ничего общего с предстоящими делами. Это не обязательно будут какие-то заветные, давно вынашиваемые вами или вообще важные идеи. Потенциального клиента могут невольно оттолкнуть именно высказываемые вами взгляды. Так, вы можете ввязаться в пылкую дискуссию, осуждая вегетарианство, как вдруг выяснится, что патриархального вида бизнесмен, с которым вы разговариваете, рассчитывая завязать контакты, уже два года не ест ни мяса, ни птицы, ни рыбы. На самом деле вы вовсе не столь уж ярый приверженец тех доводов, что сейчас с пеной у рта приводили против вегетарианства, однако ущерб отношениям нанести уже успели.

Один из способов предупредить такие опасные для вас разговоры - заранее прощупать почву в отношении подобных тем, задавая наводящие вопросы. Вопрос «Приходилось ли вам жить в здешних краях?» - неплохой способ выяснить, насколько вы можете позволить себе хвалить или ругать эти места, не вызывая отрицательной реакции. Если вы этих вопросов не задали, а сразу завели разговорите просто рискуете нечаянно попасть впросак, сказав, как вам осточертели эти места и с какой радостью вы переселились бы в большой город, а человек, с которым вы говорите, терпеть не может этот город и предпочитает сельскую местность и тех, кому там нравится.

Что касается пятого принципа, известно, что первое впечатление о человеке складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. На каких бы ролях ни находились вы в фирме сейчас, вам надо «вписаться», но при этом вы должны выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, подбирать цветовую гамму к лицу, не забывать об аксессуарах: от правильно выбранных туфель до красивых и оригинальных галстуков.

Каким же должен быть внешний облик делового мужчины? Прежде всего спокойным, не «кричащим», не остро модным. В деловой мир мода входит не так активно и быстро, как в остальной быт. Бизнесмен достаточно консервативен по отношению к моде. Во внешнем облике он придерживается определенного уровня, т.е. одевается так, чтобы не уронить свой престиж. В этом смысле наиболее важно, чтобы одежда и обувь были всегда чистыми и аккуратными.

Самая распространенная и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов - костюм. Костюм - визитная карточка делового человека. Аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое и чужое время. Расхлябанность - синоним суетливости, забывчивости.

В рабочее время в деловом мире не принято носить светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета темно-синий и темно-серый. Галстуки носят не слишком яркие и без броских узоров. Носки должны быть темных расцветок.

Для женской деловой одежды подходит платье с жакетом в тон. Не следует забывать и еще одну заповедь деловой женщины: чем меньше украшений, тем лучше. Украшение должно быть либо функционально, либо целенаправленно.

И последнее. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом.

Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром.

Если у вас туговато с грамматикой или правописанием, а учебник или компьютерный словарь бессильны помочь вам в данном случае, разыщите кого-нибудь из сотрудников (вашего ранга), кому вы доверяете, и дайте ему проверить то, что написали - письмо, докладную или отчет.

Важное место в деловом общении занимает переписка Все, что вы пишите в процессе решения деловых вопросов, должно отвечать общим принципам этикета.

Деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу. Если нужно охватить несколько вопросов, следует отделить их один от другого визуально (пронумеровать).

Чтобы написать письмо деловому партнеру, желательно иметь:
1) современную оргтехнику;
2) собственный фирменный бланк, состоящий обычно из эмблемы фирмы, ее полного названия, почтового и телеграфного адреса, телефона, банковских реквизитов.

Желательно (хотя и необязательно) использовать свой фирменный конверт, на котором дублируются реквизиты, указанные на бланке. Необходимо оставлять копии отправленных писем.

Деловые письма печатаются либо «в край», либо «с втяжками». Оформление «в край» считается более официальным.

Письмо начинается с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте.

С правой стороны пишут дату отправления письма - день, месяц и год полностью. Еще ниже - обращение, с левой стороны. Начинается оно с той же вежливой формы, которая использовалась перед фамилией вашего адресата на конверте Фамилию можно указывать без инициалов.

Следующие несколько строк посвящаются обычно краткой формулировке темы письма. В случае рассылки рекламной корреспонденции и других писем безличного характера фамилию адресата не ставят, а к названию фирмы добавляют название отдела, в который адресовано письмо. Безымянно писать не рекомендуется. Без имени можно писать письмо фирме или учреждению, проставляя в адресе: «Генеральному директору», без указания фамилии и инициалов.

Завершить письмо нужно также вежливой формулировкой. В зависимости от цели письма формулировки могут быть разные.

При необходимости получить скорый ответ на деловое письмо или запрос можно написать следующее: «Рассчитываем, что Вы ответите при первой же возможности».

В конце ставят подпись и фамилию, ниже указывают должность и название фирмы. Если письмо рекламного характера, то фамилия и подпись необязательны Если переписка ведется каким-либо конкретным лицом, то письмо заканчивается обычно оборотом: «Искренне Ваш».

Общее правило для любой корреспонденции - письмо должно свободно помещаться в конверт.

На любой корреспонденции проставляют обратный адрес Такие корреспонденции, как поздравление человека, которого вы хорошо знаете, выражение соболезнования, благодарственные письма, лучше писать от руки. От руки пишут и письма в случае необходимости принесения извинения.

Перед отправкой письма проверьте орфографию. Не стоит начинать письмо с местоимения «Я». Постскриптум (P.S.) выносят вниз, после подписи. Ниже постскриптума ставят свою подпись или инициалы.

Почтовые открытки в деловой переписке не используют. Можно послать телеграмму.

Любое письмо, полученное вами, требует немедленного ответа. Если вы не можете исполнить просьбу, изложенную в письме, то уведомите об этом сразу же.

На поздравления отвечают коротко. Отвечать на письмо с извинениями обязательно. Общее правило для любой корреспонденции - с левого края бумаги по всей длине оставляют свободное поле одинаковой ширины. Для того чтобы послать факс, необходимо:
1) подготовить документы, которые вы будете отсылать. Они должны отвечать требованиям делового письма и иметь все необходимые реквизиты;
2) указать номер своего факса для того, чтобы с вами могли связаться;
3) проставить номер факса своего партнера, название города и его код, название фирмы и обязательно фамилию и имя адресата.

На бумагах, которые являются официальными, должны стоять печать и подпись ответственного лица.

Самое главное требование к факсам - краткость. Необходимо тщательно сформулировать предложения, проверить, не повторяется ли дважды одна и та же мысль.

Наилучший вариант факса - когда он помещается на одном листе машинописного формата.

Не стоит посылать факс два раза подряд, лучше еще раз созвониться и поинтересоваться, нормально ли прошла копия.

Еще одной существенной стороной делового общения являются телефонные переговоры. Звонок по телефону должен подчиняться тем же требованиям краткости, что деловая переписка и отправка факса.

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если интересующего вас человека нет на месте, следует узнать, когда он будет, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Если на другом конце никто не отвечает, трубку долго держать не нужно. Не стоит спрашивать, с кем вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.

Если к телефону просят вашего коллегу, нельзя выяснять, кто его спрашивает. Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточните, тот ли это номер, что вам нужен.

В том случае, если вы очень заняты, телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.

Заканчивает разговор тот, кто звонил.

Предприниматели, заинтересованные в продолжительном успехе, не могут игнорировать проблемы этики вообще и деловой этики в частности, они должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.

Источник: 
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений