Принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых отношений - весьма развитая в настоящее время область знаний. В теоретическом плане она находится на стыке философии, ибо этика - это отрасль философии и практики хозяйственной деятельности.

В последние два десятилетия деловая этика как сфера научно-практического знания в развитых капиталистических странах переживает подлинный бум. В ведущих университетах и школах бизнеса либо читается отдельный (часто базовый, обязательный) курс по этике бизнеса, либо этические проблемы рассматриваются в рамках других курсов (например, этические проблемы маркетинга, управления персоналом и т.п.). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики бизнеса, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

В повседневной жизни, на практике мы видим, как связаны даже лингвистически «правда», «право», «справедливость» между собой, а все вместе - с «хорошим», «добром» и «истиной». Как бы холодно и рационально мы ни пытались подходить к делам, стараясь «очистить» их от излишней, как некоторым кажется, сентиментальности, через язык, на котором говорим, мы постоянно связаны с этикой и ее (нашими!) проблемами.

Деловые отношения - едва ли не самая насыщенная ими область. Кто не задумывался, например, над такими вопросами:
• справедлив ли тот или иной закон?
• кто из нас прав в своих требованиях: я или мой оппонент; я или клиент; я или общество?
• хорошо ли я поступаю?
• красив ли этот поступок?
• могу ли я нарушить один из своих принципов ради осуществления другого?
• может ли сомнительное средство оправдать достижение, несомненно, хорошей цели?
• надо ли помогать бедным?
• допустим ли блеф в делах?
• должен ли я в этой стране следовать своим принципам или подчиниться местным?

Предельной, хотя и весьма отдаленной даже в историческом масштабе, целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на тождестве морально-этических принципов, которые помогают всем деловым людям независимо от расы, вероисповедания и типа культуры стать из «чужих» «своими». Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в маленьком швейцарском городке Ко (Caux) Декларацию Ко - «Принципы бизнеса». В ней синтезированы основы восточной и западной деловых культур. Инициаторами «Принципов бизнеса» были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций из США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса» говорится, в частности: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию.

Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Созвучна этому документу работа американского социолога Л. Хосмера, в которой сформулированы современные экуменические (вселенские) этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом оказалось десять.
1. «Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании». Принцип основан на учении древнегреческой философии (Протагор) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными.
2. «Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действие честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению». Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях: честности, открытости, умеренности и т.п.
3. «Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, чувства того, что все мы работаем на одну общую цель». Принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию.
4. «Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества». Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за блага.
5. «Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду, для общества, в котором ты живешь». Принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Джоном С. Миллем.
6. «Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации». Принцип основан на категорическом императиве Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме.
7. «Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других». Принцип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности.
8. «Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства». Принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке.
9. «Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе». Принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса.
10. «Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию». Принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества.

Источник: 
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Темы: