Базовые принципы корпоративного поведения или Кодекс корпоративного поведения (деятельность, связанная с управлением хозяйственными обществами), разработанные в 1996-98 гг. специальной группой ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) с целью помочь правительствам разных стран в совершенствовании институциональной и регулирующей структур развития бизнеса, были определены на заседании Совета ОЭСР в 1999 г.
К ним относятся:
- равное отношение ко всем акционерам, включая мелких и иностранных, обеспечение защиты прав и соблюдения баланса интересов отдельных их категорий;
- признание законных прав заинтересованных лиц и поощрение активного сотрудничества между ними и корпорациями в создании богатства, рабочих мест, обеспечении финансового благополучия предприятий;
- реальная подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;
- четкое разграничение компетенции между органами управления акционерных обществ, открытость их работы;
- прозрачность структуры собственности;
- честность, гарантирующая уверенность инвесторов в защите своих средств;
- прозрачность - своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о финансовом положении, гласность;
- ответственность - соблюдение законов и этических норм; -обеспечение стратегического управления компанией, эффективного контроля над администрацией;
- возможность свободного и быстрого отчуждения акций;
- подотчетность компании акционерам; -независимость контрольных органов акционерных обществ.
С их учетом в большинстве развитых стран созданы собственные своды правил (принципы), регламентирующие процесс корпоративного управления (кодексы корпоративного поведения).
В Англии в 1991 г. - Кодекс Кэдбери.
В Германии в 2000 г. - Кодекс наилучшей практики для германского корпоративного управления.
Во Франции - Рекомендации Комитета по корпоративному управлению под председательством М. Вьено (1999), подготовленные группой Национального совета французской промышленности, ассоциацией частных предпринимателей и Движением французских предприятий.
В США - Основные направления и проблемы корпоративного управления, подготовленные Советом директоров Дж.Моторз.
Любой кодекс корпоративного поведения является средством:
- улучшения имиджа организации;
- повышения ее инвестиционной привлекательности;
- разрешение корпоративных конфликтов и споров.
Российский кодекс корпоративного управления, разработанный Федеральной комиссией по ценным бумагам, состоит из следующих глав.
- Принципы корпоративного управления.
- Общее собрание акционеров.
- Совет директоров.
- Исполнительные органы общества.
- Корпоративный секретарь общества.
- Существенные корпоративные действия.
- Раскрытие информации об обществе.
- Контроль за деятельностью общества.
- Дивиденды.
- Урегулирование корпоративных конфликтов.
Принципы, сформулированные в российском кодексе корпоративного поведения, представляют собой исходные начала, лежащие в основе формирования и развития системы корпоративного управления.