Этикет и имидж делового человека

Под имиджем (от англ. образ) обычно понимают сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают и нередко отвергают позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение. Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, наделены обаянием. В значительной степени наше первоначальное впечатление о других людях складывается по внешним данным. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать складыванию благоприятного имиджа. Обаяние - это не только внешняя привлекательность, но и полнота доверия, душевная расположенность к людям.

Обретение привлекательного имиджа не самоцель, однако, обладание им составляет весьма существенную личностную характеристику. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с определенным человеком или с фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Имидж имеет следующие характеристики:

  1. Он не существует только на уровне одного, отдельного человека. Человек должен быть известен какой-то группе людей (партнеров, потребителей, клиентов).
  2. Благоприятный имидж вызывает интерес, привлечение определенной группы партнеров.
  3. Имидж активен по своей сути, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, как отдельных людей, так и целых групп.
  4. Имидж не является чем-то постоянным, он динамичен, преобразовывается, видоизменяется, в зависимости от условий.
  5. Имидж должен быть в своей сути правдивым, в противном случае ему не верят, он не достигает поставленной цели.

Имидж складывается из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка (проявив невоспитанность в любой форме, не ответив вовремя на письмо, телефонный звонок). Для привлекательного имиджа важна манера одеваться, культура речи, интерьер офиса и др. Невежды и грубые люди не обладают магией обаяния. Человеку, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность негативно влияет на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в доброжелательном к себе отношении. Во всех странах мира кодекс хорошо воспитанного делового человека строится на вежливости, ответственности, достоинстве и такте. Бизнесмены всего мира единодушны относительно качеств предполагаемого партнера - это компетентность, порядочность и надежность. Данные качества обеспечивают предсказуемость деловых отношений, уверенность в обязательности партнера.

Симпатии людей приобретаются не только благодаря прирожденным качествам, но и умению себя приподнести. Во многих случаях имидж - результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения.

Модель поведения - это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленных на создание некоего образа. Модель воспринимается как единое целое. Например, авторитарное поведение включает безапелляционность суждений, категоричный тон, определенную характерную жестикуляцию. Увидев человека, который ведет себя таким образом, можно предвидеть некоторые его реакции и поступки.

Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной.

Правильный выбор модели поведения осуществляется на основе следующих критериев:

  • нравственная безупречность (честность, справедливость);
  • действия личности в конкретной ситуации, в которой она оказалась под влиянием обстоятельств;
  • цель, которую ставит перед собой личность;
  • самокритичная оценка личностью своих действий.

В повседневную жизнь модель поведения разных людей воплощается по-разному. Однако среди множества моделей, имеются такие, которые становятся предметом специального изучения. Это модели поведения, основанные на деловом этикете.

Каковы же составляющие делового этикета, регламентирующего поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей?

Начнем, с визитной карточки или небольшого листа тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

Употребление визитных карточек имеет свою историю. Впервые они появились во Франции в XVII веке, хотя нечто похожее существовало еще в древнем Китае. Визитные карточки были весьма распространены в дореволюционной России. Прежде всего, они служили своеобразным свидетельством визита. Извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.п., необходимо было являться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяина оставлялась визитная карточка. Существовали визитные карточки, имеющие в 4-х углах начальные буквы обозначения цели визита. Например, «п» - означало поздравление; «о» - отъезд, прощальный визит; «ж» - желание узнать о здоровье хозяина; «в» - возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась нужная буква.

В странах с развитой рыночной экономикой визитные карточки играют важную роль в деловом этикете, а в большинстве случаев заменяют удостоверение личности.

В процессе развития визитных карточек, определились их основные функции: представительская и использование для письменного делового послания.

Наиболее известны следующие виды визитных карточек, выполняющих представительскую функцию:

  1. Карточка для представительских целей, где указаны фамилия, имя, место работы, должность, служебный телефон, телефакс, электронный адрес. Такую карточку вручают при знакомстве.
  2. Карточка организации (фирмы), на которой указаны адрес, телефон, телефакс. С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменательных дат.
  3. Визитные карточки для неофициального общения. На данных карточках указывают фамилию, имя, отчество, иногда профессию, почетные и ученые звания, но не представляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Разновидностью таких карточек являются карточки супругов или «семейные « карточки. Такие карточки прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены при неофициальных визитах.

В России распространены визитные карточки с двусторонним текстом: на русском языке, с одной стороны, на иностранном - с другой.

Визитная карточка - одна из составляющих имиджа фирмы, выражение ее индивидуального и корпоративного стиля, поэтому при ее оформлении целесообразно пользоваться услугами дизайнера.

Размер и шрифт визитных карточек строго не регламентируется. При оформлении деловых карточек обычно имя руководящего сотрудника фирмы печатается в центре карточки, должность - более мелким шрифтом под именем. Название, адрес фирмы помещается в левом нижнем углу. Номер телефона, телефакса - в правом нижнем углу. На деловой карточке сотрудника, который не занимает руководящей должности, в центре печатается название и адрес фирмы, в нижнем левом углу его имя, отчество, фамилия. Внизу справа - номера телефона, телефакса.

Наиболее распространенный размер визитной карточки 9х5 см. Визитки большего размера нежелательны, т.к. не помещаются в стандартные визитницы или специальные кармашки бумажников.

Визитные карточки печатаются на плотной, мелованной бумаге. Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим черным шрифтом, хотя в настоящее время деловыми людьми (кроме дипломатов) используются и другие цвета.

Рекомендуется заказывать визитные карточки комплектом, не менее 200300 штук.

При проведении мероприятий, симпозиумов, конференций используют бейджи - визитные карточки с указанием имени, фамилии, ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного центра.

При выполнении функции письменного послания в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки ставятся буквы, установившиеся в мировом протоколе. Это начальные буквы французских слов, с помощью которых указывается повод, по которому посылается карточка:

  • p.f. - поздравление с праздником;
  • p.r.- выражение благодарности;
  • p.f.c. - выражение удовлетворения знакомством;
  • p.c.- выражение соболезнования;
  • p.p.p. - выражение соболезнования с готовностью помочь;
  • p.p.- для заочного представления;
  • p.p.c.- при прощании вместо личного визита.

На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на родном или иностранном языке.

С визитной карточкой посылают цветы и подарки. Визитная карточка иногда используется в качестве приглашения на неофициальный прием (завтрак, коктейль). В этом случае вверху пишут фамилию, имя и отчество приглашенного, а внизу - место, число и время проведения приема.

При изменении адреса новую визитную карточку отправляют по почте своим знакомым.

Визитные карточки никогда не подписывают, даты на них не проставляются.

Обмен визитными карточками - обязательный атрибут личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему. При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визитные карточки вручают хозяева. Обмен визитными карточками ведется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации.

При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении - фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильности произношения.

При вручении визитных карточек принято обмениваться легкими поклонами. Представителям ближневосточных стран карточки принято вручать правой рукой, в странах Азии, а также в Японии - обеими руками. Принимают визитные карточки правой рукой или обеими руками.

Этикет приветствий и представлений. Сюда включается совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия. При всей кажущейся простоте данные правила требуют определенных знаний и достаточного внимания. В современном деловом этикете выработаны правила относительно знакомства и приветствия в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей.

Основное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации приветствие должно показывать нашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться наше настроение или негативное отношение к другому человеку.

Важным элементом вежливости в деловом мире является представление. Посредством его можно установить важные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, как и когда необходимо представлять и быть представленным.

Такой элемент приветствия как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. В настоящее время рукопожатие является ответственным проявлением взаимного расположения людей к друг другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.

Наиболее характерные ситуации, касающиеся правил приветствия, приведены в таблице I.


Кроме этикета знакомства и приветствия, существуют и правила, связанные со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Это традиционные стандартные речевые обороты, используемые для приветствия. Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ», все большее распространение получает обращение «дамы». «господа», «сударь», «сударыня».

При приветствии и прощании, к словам «здравствуйте», «добрый день», «до свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.

Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен фразами: «Как дела?» - «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» -«Спасибо, да».

Этикет допускает применение таких словесных оборотов, как: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрительную оценку деятельности партнера. Это особенно важно, если партнер - женщина.

Внешний облик делового человека. Деловая одежда подчеркивает и отражает индивидуальность, характеризует делового человека как личность.

Решение о приеме на работу во многом зависит от внешнего вида соискателя. Если он одет неподобающим случаю образом, то вряд ли может рассчитывать на успех. Выбор одежды обусловлен сферой деятельности человека и должностью: одежда банкиров отличается консервативностью, что не приветствуется в творческих деловых кругах.

«Встречают по одежке, провожают по уму» - гласит народная мудрость. Многие люди это правило часто игнорируют. Тем не менее, сознательно или неосознанно мы судим об окружающих по их внешнему виду.

Внешний облик делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит знаком, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем, не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе неэтичным явлением.

Служебная обстановка предъявляет определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось представление: «деловой костюм». Он учитывает веяния и тенденции моды, но при этом остается строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма, деловой человек должен руководствоваться следующими правилами:

  • единство стиля;
  • соответствие костюма конкретной ситуации;
  • разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
  • сопоставимость цветов в цветовой гамме;
  • совместимость фактуры материала;
  • сопоставимость характера рисунка в различных элементах одежды;
  • соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, делового портфеля, авторучки) качеству делового костюма.

Даже очень качественные, дорогие и модные вещи могут смотреться безвкусно, если деловой человек не соблюдает единства стиля. Костюм и аксессуары должны сочетаться не только по цветовой гамме и фактуре материала, но и выглядеть единым по стилю целым. Нельзя смешивать в одном костюме «силовой» и спортивный, либо сугубо деловой стиль.

Условно называемый, «властный» или «силовой» стиль одежды (темный костюм с прямыми «жесткими» плечами, белая рубашка, традиционный неяркий галстук, туфли-мокасины) соответствует ситуации ответственного совещания или важных переговоров. Однако, если необходимо создать непринужденную атмосферу и устранить дистанцию, лучше использовать «доступный» стиль, например, менее строгий серый костюм с «мягкими» плечами.

Если стоит проблема слишком «сурового» или слишком «мягкого» стиля одежды, можно решить ее с помощью цвета. Темный деловой костюм можно оживить светлой (но не белой) рубашкой или чуть более ярким, чем обычно галстуком. Костюм в «доступном» стиле можно выдержать в единой цветовой гамме приглушенных тонов, тогда он будет смотреться более официально.

Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях как финансы, юриспруденция, политика, бухгалтерский учет, консалтинг, ношение строгой одежды носит обязательный характер. В других отраслях, например, в средствах массовой информации, рекламе, допустима большая свобода в одежде.

На собеседовании, по результатам которого будет приниматься решение о замещении вакантной должности, внешний вид должен говорить о том, что вы легко вольетесь в ряды сотрудников организации, т.к. вам присущ корпоративный имидж.

Стремясь получить продвижение по службе, оденьтесь так, как одевались бы для выполнения той работы, которую хотите получить.

Детали вашего костюма должны быть совместимыми по следующим параметрам:

  • расцветка (детали костюма не должны резко контрастировать друг с другом, недопустимо соединение «несочетаемых» цветов, таких, например, как ярко-красный и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа), разумнее всего соблюдать правило «трех цветов»;
  • фактура материала (предметы костюма не должны быть изготовлены из явно разной ткани, например, из тяжелой шерсти и шелка);
  • сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними пиджаками и жилетами будут смотреться неуместно).

Наиболее важный цвет - тот, что находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки, шейные платки должны быть таких оттенков, которые подходят не только к цвету костюма, но и к вашему лицу, и украшают его.

Желание выразить свою индивидуальность (а сделать это можно с помощью одежды) и в то же время поддерживать определенные стандарты, требует нахождения точной грани между стремлением проявить себя и соответствием окружающей обстановке.

Одним из важнейших аксессуаров общего делового костюма является обувь. Ни в коем случае нельзя забывать о ее качестве - старая неаккуратная обувь может испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Более того, дорогая ухоженная обувь может отвлечь внимание от дешевой одежды.

Для делового человека аксессуары имеют функциональное значение: в портфеле лежат необходимые документы, часы помогают правильно распоряжаться временем. Однако именно на аксессуары люди часто обращают внимание потому, что они используются постоянно.

Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Впечатление должны производить результаты работы, а не то, что у вас в руках. Важно, чтобы все деловые мелочи были функциональны.

В то же время нельзя забывать, что именно детали «логически завершают» деловой имидж. Часы, очки, авторучки в последнее время стали не только «средствами производства» делового человека, но и символами его успеха. Отсутствие их или замена дешевыми аксессуарами будет заметна не меньше, чем отсутствие галстука. С другой стороны, наличие излишне ярких, вычурных аксессуаров или иных деталей в одежде может дать отрицательный эффект, в том случае, когда собеседник все внимание уделяет тому или иному элементу вашего внешнего облика, в ущерб восприятию общего позитивного образа. Детали одежды должны способствовать, а не мешать общему восприятию вас как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если человек имеет «ухоженный вид», то он словно излучает положительную самооценку, что автоматически увеличивает шансы на высокую оценку его окружающими.

Основное правило, к которому нужно стремиться, надевая деловой костюм, - создание общего впечатления опрятности, аккуратности, даже педантичности в одежде. Это должно сказать вашему деловому партнеру, что столь же аккуратны вы будете и в делах. Таким образом, можно использовать внешний имидж еще на этапе знакомства, когда нет возможности проявить интеллектуальные и иные способности. По данным исследователей, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика, жесты, выражение лица). Остальные - 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т.п.).

Особенности внешнего облика деловой женщины. Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:

  • элегантная одежда;
  • привлекательная прическа;
  • тонкий макияж;
  • впечатляющие аксессуары.

Безусловно, модный костюм - еще не гарантия быстрого продвижения по службе, но если женщина лишена вкуса, ее шансы равны нулю. Практика показывает, что у многих женщин отсутствует вкус в выборе одежды. Причина этого - недостаток необходимых знаний. Обычно женщины формируют свой стиль методом проб и ошибок. Полагаться на мнение окружающих рискованно, так как советы с удовольствием дают, как правило, люди малокомпетентные.

Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина, одежда которого в большинстве случаев бывает однообразного покроя. Это представляет женщине более широкие возможности подбирать такие фасоны одежды, которые наиболее соответствуют ее индивидуальным вкусам и подходят к особенностям ее фигуры. При этом нужно помнить, что хороший фасон одежды должен подчеркивать соответствующую красоту форм и исправлять имеющиеся недостатки фигуры.

Консервативный костюм был и остается главным предметом гардероба деловой женщины. Гардероб современной деловой женщины должен содержать пять типов костюмов:

  • костюм первого типа - традиционный атрибут гардероба. Он имитирует цвета и дизайн мужского костюма, жакет может быть с лацканами без них. Если вы собираетесь на собеседование в фирму, деловая сфера которой вам незнакома, цвет костюма лучше всего выбрать темно-синий или серый;
  • костюм второго типа отличается ярким цветом - красным, пурпурным, малиновым, фиолетовым или эффектным узором. Он может быть из ткани в крупную елочку или с рисунком в виде крупной клетки;
  • костюм третьего типа представляет собой стильную профессиональную модель. Различные цветовые оттенки и покрой обуславливают создание имиджа, символизирующего мягкость и женственность деловой женщины;
  • к четвертому типу относят изысканные костюмы пастельных тонов (бледно-желтого, кремово-белого), женственность которых подчеркивают маленькие воротнички из бархата, оригинальная отделка выреза и рукавов. Данные костюмы уместнее в торжественных случаях и в теплое время года;
  • пятый тип костюма консервативного покроя предпочитают преуспевающие деловые женщины (это, так называемый, костюм «для успеха»). Он может быть темно-сливовым, темно-бардовым и т.п., его элегантность, безупречность незаменимы при работе с самыми высокопоставленными особами.

Деление костюмов на пять типов достаточно условно и не отражает фактического многообразия. Тип одежды следует определять, исходя из сложившейся ситуации. Конечно, хорошо иметь в своем деловом гардеробе все 5 типов костюма, но многим женщинам такая роскошь недоступна. Однако тем, кто хочет заниматься бизнесом всерьез и надолго, следует приобрести хотя бы две-три модели, дополняющие друг друга. Например, стильный профессиональный костюм прекрасно сочетается с костюмом «для успеха», а умело подобранные аксессуары, могут сделать консервативную модель модной.

Следует учитывать, что мужчины и женщины оценивают деловой костюм по-разному. Исследования показали, что мужчинам больше нравится костюм «для успеха», т.к. женщины выглядят в нем более компетентными, мужчины старше 55 лет отдают предпочтение традиционному костюму с лацканами. Авторитарный и профессиональный имидж деловой женщины уместен в тех случаях, когда возникают трудности в отношениях с начальством или коллегами. Второй тип костюмов стал почти униформой, так как пользуется неизменным успехом у женщин - руководителей офисов. Костюм в клетку дает иллюзию увеличения роста. Используя насыщенные и яркие цвета, женщина маленького роста способна обратить на себя внимание и выглядеть уверенно. Неправильный подбор оттенка или размера рисунка может подчеркнуть отсутствие вкуса или несостоятельность. И хотя женщине, одетой в такой костюм, кажется, что она эффектна, мужчина может воспринимать ее иначе.

Рекомендуются свободные, а не облегающие юбки, которые не так бы вытягивались при ходьбе или сидении. Для весны и лета необходим светлый костюм. Рекомендуемые цвета: слоновой кости, серовато-бежевый, сероватокоричневый.

Красный костюм может быть в гардеробе у каждой работающей женщины (или хотя бы красный жакет как дополнение к юбкам). Разные оттенки красного может носить практически любая женщина.

Предпочтительность для официальной обстановки костюма не означает, что для деловой женщины в этой ситуации неприемлемо платье. Оно также подходит, но платье больше подвержено моде. На легкое платье из вискозы, шелка или джерси следует надевать жакет.

Деловая женщина платье или костюм строгих и скромных тонов может надевать не только на службу, но и на дневные приемы. На приемы, организуемые после 20 часов, рекомендуется надевать нарядные и открытые вечерние платья. Они могут быть длинными и обычной длины. Одежда в этом случае дополняется вечерними туфлями из кожи или замши на удобном каблуке и маленькой сумочкой.

Пояс должен быть частью костюма, а не смотреться ненужным придатком. Юбка без пояса обычно выглядит «незаконченной». Следует выбирать пояса нейтральных цветов и такой ширины, которая подошла бы к фигуре. Элегантно выглядит пояс под цвет туфель.

Чулки или колготки для делового костюма обязательны. Что касается цвета чулок, то он должен сочетаться с цветом юбки, платья или туфель. С юбками и туфлями теплых тонов хорошо смотрятся бежевые чулки. Чулками не следует пытаться создавать впечатление загара. Выглядит это плохо и может испортить впечатление от любого наряда. Чулкам с узорами тоже не место в деловом гардеробе.

Дешевые или поношенные туфли могут свести на нет весь имидж. Женщины, которые покупают некачественные туфли, лишают себя удовольствия отлично выглядеть и комфортно чувствовать. Для работы и отдыха требуется иметь несколько пар туфель. Для работы рекомендуются туфли из натуральной кожи. Зимой наиболее приемлемы темно-синие, черные, коричневые туфли.

Летом туфли носят под цвет одежды, но всегда популярны бежевый и светлосерый.

Некоторые женщины от природы имеют такие волосы, которые стоит только вымыть и просушить - и они чудесно выглядят. Однако многие обречены на применение различных косметических средств, улучшающих качество волос. При сегодняшнем богатейшем выборе различных препаратов по уходу за волосами (разнообразных шампуней, масел, гелей, фиксаторов, восков, кондиционеров) нет никакого оправдания, если волосы выглядят неухоженными. Хорошая прическа может так же изменить облик, как и новый костюм. Женщинам, принявшим решение перекраситься, специалисты советуют придерживаться своего естественного цвета.

Часы являются самой значительной вещью, относящейся к аксессуарам. Женщины, не носящие часов, дают окружающим понять, что они не имеют ни малейшего представления о том, какова цена времени. Подберите часы, которые соответствуют полноте запястья. Что касается стиля, то следует выбирать классику - она еще никогда и никого не подводила. Женщинам не следует носить мужские часы.

Очки придают женщине деловой вид, хотя и несколько снижают ее привлекательность. Женщине, занятой в бизнесе, рекомендуется носить очки в пластмассовой и роговой оправе средних размеров. Брюнеткам лучше идут оправы для очков в тон их волос, блондинкам и рыжеволосым - оправы коричневого цвета. Женщина в затемненных очках, даже в самых модных и дорогих, не вызывает доверия.

Ручка для письма деловой женщины не должна выглядеть дешевой, а карандаш - иметь форму огрызка. Шариковой ручкой можно пользоваться за своим рабочим столом, но на совещании или переговорах, в присутствии других людей необходимо подписывать бумаги только элегантной дорогой ручкой.

Неотъемлемым атрибутом деловой женщины является дипломат (атташе-кейс) или дамская сумочка, сделанные из кожи хорошего качества без ярких украшений. Работающие женщины склонны носить с собой большое количество ненужных вещей. Постарайтесь этого не делать. Деловые вещи следует держать в папке, а личные вещи - пудру, помаду, гребень, щетку для волос и т.п. - в небольшой косметичке в портфеле, дипломате или дамской сумке вместе с записной книжкой и ключами.

Выбирая портфель или дипломат, купите самый добротный, по возможности кожаный. С большинством туалетов вполне элегантно выглядит черная или коричневая сумка.

Женщины носят перчатки, когда хотят и где хотят. Мнение, что перчатки нельзя носить без головного убора неверно. Подавая руку мужчине, перчатки можно не снимать. Входя в православный храм, перчатки снимают. Женщина, взявшая слово для выступления, может подойти к трибуне в перчатках, но должна снять их прежде, чем начнет речь. На вечерний прием допустимо надеть поверх длинной перчатки браслет, но кольца надевать нельзя. Самыми элегантными считаются перчатки из тонкой лайки.

Ключевые слова: Имидж, Этикет
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Деловой этикет
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Деловые дискуссии
Самыгин С.И., Психология управления
Культура невербального общения и деловой этикет
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Работа имиджмейкера
Почепцов Г.Г., Имиджмейкер
Социофакторы и этика менеджмента
Менеджмент. Учебное пособие
История и виды этикета
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений
Этикет деловых переговоров
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Имидж в рекламе
Гуревич П.С., Психология рекламы
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий