Основа деловой культуры

Если раньше речь шла о деловой культуре как системе, существующей как бы безотносительно, отдельно от личности, то теперь рассмотрим её изнутри, с позиций личности делового человека.

Из широкого набора ценностей, значимых для человека в системе деловой культуры, некоторые образуют ее внутренне связанное ядро, основу. Каждая из этих ценностей, в свою очередь, организует вокруг себя другие ценности, и таким образом складывается разветвленная система взаимосвязанных элементов. Она является психологической призмой, через которую человек воспринимает мир, которая регулирует его деятельность и поведение. Как показывают специальные исследования, деловая культура повсюду (безотносительно к социокультурным особенностям) в своей психологической основе имеет отношения к людям, делу и природе.

Отношение к людям 

Выдающийся советский психолог Сергей Рубинштейн так определял психологическое значение этого отношения:

«Отношение к окружающему - это прежде всего отношение индивида к тому, что составляет условия его жизни, но первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям».

Знак отношения к людям - положительный или отрицательный - задается человеку в младенчестве, на бессознательном уровне, в его отношениях с матерью. От того, насколько бережно, любовно относится мать к ребенку, зависит то, в каком, образно говоря, свете, черном или белом, оптимистично или пессимистично, он воспринимает мир в целом, первоначально ощущаемый в виде хаоса впечатлений. Мать - первый человек, выделяющийся из этого хаоса. Отношения с этим первым человеком играют определяющую роль в последующей жизни младенца.

Не менее чем до двух лет дети смотрят на себя глазами других людей и говорят о себе в третьем лице. Это так называемое «отраженное Я», т.е. «Я» глазами других. Подрастая, усваивая в процессе общения массу запретов и предписаний, человек обретает не только представление о том, кто он такой, но и кто такие другие. С юных лет в человека впечатываются программы, по которым он распознает, кто «свой», а кто «чужой», кто «друг», а кто «враг», кто «хороший», а кто «плохой», кто может «помочь», а кто - «помешать». Обычно «свои» - это близкие в прямом и переносном смысле: родственники, одноклассники, соплеменники, соотечественники, «похожие на меня». Все «не такие» скорее имеют шанс быть зачисленными в категорию «чужих». Отношения к ним и с ними совсем иные, по сравнению с отношением к своим. Эта особенность человеческой психологии особенно ярко проявляется в социальных (особенно этнических) конфликтах.

Впоследствии усвоенные в раннем детстве и процессе социализации (усвоения) социальные нормы и стандарты в той или иной степени скажутся на людях, участвующих в деловых отношениях. Деление других людей на «своих» и «чужих» столь живуче, потому что оно функционально. Оно разрешает внутренние моральные конфликты, избавляет от угрызений совести. Оно позволяет относиться к «другим» как к средству достижения целей своих или для «своих», что фактически легализует аморальное отношение к «чужим» и предписывает соблюдение моральных принципов по отношению к «своим».

Таким образом, отношение к людям является важнейшим элементом деловой культуры. Будет ли она ориентирована на конфронтацию или сотрудничество, «войну или мир», зависит от огромного количества исторических, географических, в целом социокультурных факторов, от культуры воспитания, привычек, традиций и т.п. Направление, тенденция к развитию той или иной ориентации зависят от важнейшей макрохарактеристики культуры, в рамках которой формируется деловая культура. В современных кросскультурных исследованиях она определяется как соотношение индивидуализма и коллективизма, присущих данной культуре в целом. Весьма ярко эта характеристика проявляется в русском языке, где хорошо известное и столь политизированное за последние десятилетия слово «товарищ» в течение веков означало «участник в совместном товарном деле», т.е. партнер, помощник, сотрудник.

Отношение к делу

Центральным для деловой культуры является вопрос об отношении к делу. Это отношение связано с отношением к способу распределения материальных благ и его итогу - богатству или нищете. Оно формируется в культуре данного общества в целом. Несмотря на все разнообразие оттенков, по существу, так же как в случае с индивидуализмом и коллективизмом, речь идет о шкале с двумя крайними полюсами. Один из них - распределение по социальному статусу (рождению, возрасту, положению в социальной иерархии). Другой -распределение по личным заслугам (труду, вкладу в общественное благосостояние и т.п.). Разумеется, то, как и кем определяются статус и вклад, что такое нищета и что такое богатство, каковы критерии успеха, зависит от типа социального устройства общества, идеологии, господствующей системы ценностей. Как бы то ни было, «быть здоровым и богатым» в любой культуре считается лучше, чем «быть бедным и больным».

В деловом мире успех определяется на первый взгляд просто - количеством денег. Не случайно в США принято выражение: «Этот человек стоит столько-то миллионов», а в дореволюционной России существовало аналогичное понятие «миллионщик». При ближайшем рассмотрении, однако, нетрудно заметить, что способ, каким были заработаны миллионы, оказывается далеко не последним критерием при оценке успеха и богатства. Выражение «деньги не пахнут» весьма часто опровергается жизнью. Порой они «пахнут» настолько, что их владелец не может претендовать на искомый социальный статус или престиж и ему остается только мечтать, что, возможно, его дети все-таки получат на это право.

С другой стороны, во всех странах мира выше всего ценятся богатство, созданное «с нуля», и self-made men - деловые люди, «сами себя сотворившие», «самородки», ставшие богатыми благодаря главным образом своим личным качествам и лишь отчасти - удаче.

Таким образом, отношение делового человека к своему делу в значительной степени зависит от того, каково отношение общества, в котором он живет, к труду вообще как источнику благосостояния и тому конкретному труду, которым он пользуется как таким источником. Общеизвестно исторически сложившееся различие в оценке труда физического и умственного, интеллектуального, способностей, талантов. В самом деловом сообществе повсеместно ценится «деловая хватка» - умение заметить возможность заработать и быстро использовать эту ситуацию, «деловая сметка» - умение просчитать все «за» и «против».

Специфика деловой активности такова, что ее реализация требует большой, если не полной, самоотдачи, любви к своему делу. Оно требует полного себе подчинения и в награду становится полем самореализации личностных качеств человека. Иначе говоря, человек с радостью становится слугой дела. Разумеется, далеко не у всех отношение к делу достигает уровня страсти, но преуспевают гораздо чаще те, кому это все же удается.

Существует различие между ценностями-целями и ценностями-средствами. Применительно к отношению к делу это выражается в том, воспринимается ли оно как средство самореализации или как средство обретения материальных благ для каких-то других целей: материального комфорта, доступа к политической власти, удовлетворения психологической потребности в признании и т.п. Для многих людей их дело есть продолжение их «Я», они сами.

В последние десятилетия в один ряд с рассмотренными базовыми отношениями (к людям и делу) деловой культуры встало еще одно - отношение к природе.

Ключевые слова: Этикет
Источник: Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Материалы по теме
Этические правила поведения адвоката при работе с клиентом
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
История и принципы делового этикета
Ботавина, Этика деловых отношений
Этические правила поведения адвоката при общении с правоохранительными органами
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Одежда и манеры делового мужчины
Ботавина, Этика деловых отношений
Этические правила поведения адвоката при общении с коллегами
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Презентация и нормы делового этикета
Ботавина, Этика деловых отношений
Кодекс профессиональной этики адвоката
Грудцына Л.Ю. - Адвокатское право
Приветствие, представление, титулирование
Ботавина, Этика деловых отношений
Оставить комментарий