Причины возникновения и история делового этикета

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения, чтобы облегчить себе жизнь. Так возник этикет, представляющий собой совокупность правил поведения, касающихся внешних сторон отношения к людям. Какую роль выполняет этикет в обществе, в аллегорической форме отвечает известная сказка Д.Родари.

В этой сказке путешественнику пришлось побывать в самых разных странах. Он встречал соломенных людей, стеклянных, ледяных, восковых и других, а их характер полностью отвечал тому материалу, из которого они были созданы. Для каждого из этих людей надо найти общие правила поведения, позволяющие человеку сохранить чувство собственного достоинства.

Этикет включает правила обхождения с окружающими, поведение в общественных местах, формы обращения и приветствия. Однако этикет - это не «рецептурный справочник», совмещающий в себе правила на все случаи жизни. Абсолютных рецептов такого рода не может быть, поскольку жизнь сложна, многообразна, изменчива, и всех ее обстоятельств правила этикета не смогут вместить.

Правила этикета не догматичны, их не обязательно знать назубок. Например, мужчина может не знать правила о том, что при входе в дверь автобуса, он должен пропустить вперед себя женщину, а при выходе сойти первым, чтобы подать ей руку. Он поступает так в силу собственной анности. Так, в «Капле росы» известный советский писатель В.Солоухин писал о деревенских старухах. Их не учили этикету, они и слова этого, скорее всего, не знали, а по их поведению, отношению к людям можно было судить об их высокой воспитанности.

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

Этикет в целом следует рассматривать как составную часть нравственной культуры, а деловой этикет - деловой культуры.

Понятие этикета не всегда употребляется однозначно, нередко оно смешивается с понятиями « эстетика поведения», хороший тон», «манеры», «имидж» и т.п. Такое смешение понятий не случайно, т.к. исторически этикет включал в себя не только моральные, но и внеморальные аспекты поведения. Например, придворный этикет требовал, чтобы представленная ко двору женщина, удаляясь от царственной особы, двигалась спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли приподнимать юбки придворные дамы различных рангов. Расширенное толкование этикета, смешивание в нем различных понятий нецелесообразно, т.к. ведет к чрезмерному расширению, размыванию этикетной сферы, а также к ошибкам в оценке той или иной личности. Вряд ли общество даже с высокой моральной культурой способно правильно оценить личность лишь по тому, какую форму одежды она выбрала.

В обыденном сознании могут смешиваться и такие понятия, как «мораль» и «этикет». Однако в специальной этической литературе существует несколько точек зрения на этот счет. Согласно первой из них этикет должен полностью исключаться из сферы морали, ограничиваясь лишь нормами внешней культуры поведения, правилами соблюдения внешних приличий (поведение за столом, в гостях, на работе и т.д.). Эта точка зрения исключает рассмотрение нравственной стороны данных правил.

Другая - считает мораль и этикет связанными, но разными понятиями, обладающими собственной спецификой и самостоятельным значением. И мораль, и этикет служат регуляции человеческих отношений, но, в силу своих особенностей, по-разному.

Существует и точка зрения, полностью отождествляющая этикет и мораль.

Однако, с нашей точки зрения, наиболее правильным кажется не отождествление морали и этикета, а постоянное соотношение данных понятий. Таким образом, этикет - не просто формальные, раз и навсегда данные правила. Таким он может быть лишь тогда, когда со временем исчезнет нравственное содержание когда-то присутствовавшее в нем. Этикет был и остается зависимым от господствующей в обществе морали, ее ценностей. Его правила содержат в себе скрытые моральные ценности и нормы, которые, став общепризнанными, не требуют более в своем исполнении размышления, выбора, а превращаются в привычные. Таким образом, правила этикета не формальны, в них сосредоточен значительный исторический нравственный опыт человечества. В этикете связывается моральное сознание и поведение личности. Правила этикета преобразовывают моральные ценности, нормы, знания в правила поведения личности.

Тем не менее, частью людей этикет воспринимается как мораль второго сорта. В обыденном сознании можно услышать мнение: «Одно дело манеры, а другое - истинная душевная простота. Была бы душа хорошая - а остальное приложится». Существуют попытки оправдать отсутствие культуры тем, что «главное - работник хороший». Многие кинофильмы советского периода, изображая руководителя, полностью лишали его хороших манер.

Другая же часть людей, куда более многочисленная, придавая большое значение внешним манерам, забывает о морали. Вспомним, недавно еще распространенные красные пиджаки «новых русских», или «вежливых убийц» в разные периоды российской истории. Или на судебном процессе над палачами Освенцима адвокат, защищая одного из подсудимых, выразил сомнение в том, что ужасное преступление совершил человек с прекрасными манерами. 

Иногда следование этикету смешивают с жеманством, забывая, что как раз жеманство - признак невоспитанности.

На наш взгляд, рассмотрение этикета как желательного, но необязательного дополнения к более важной моральной сфере, оборачивается недооценкой этикета. Пренебрежению этикетом, недооценке его нужно противопоставить обязательное выполнение этикетных норм, за которыми стоит вполне определенное моральное содержание.

Этикет возник в глубокой древности. Слово «этикет» французского происхождения, а в переводе означает церемониал, порядок проведения определенной церемонии. Это же слово может означать ярлык, этикетку, товарный знак.

Главное назначение этикета в период его зарождения было возвеличить императора, утвердить придворную иерархию. История этикета связана с развитием его в аристократических салонах Европы. Придворный этикет развивался и на Востоке.

По мере развития общества под этикетом начинают понимать уже порядок поведения в обществе. В этикете закрепляются нормы уважительного отношения к женщине, гостеприимства, правила вежливости.

В истории этикета люди нередко становились его рабами. Так, персонаж «Горя от ума» А.С.Грибоедова, в тяжелой жизненной ситуации, прежде всего, думает о том, как неприлично он будет выглядеть в глазах княгини «Марьи Алексеевны». История знает немало случаев, когда из-за нежелания нарушить правила этикета человеку приходилось жертвовать жизнью. Например, испанский король Филипп II сидел у камина, в котором слишком разгорелся огонь. Придворный же, в обязанность которого входило следить за камином, почему-то отсутствовал. Король, не желая подвергать сомнениям придворных свою честь, не захотел самостоятельно отодвинуться от пламени. В результате он получил сильнейшие ожоги, и вскоре умер.

Этикет у разных народов различен и несет в себе национальнокультурные особенности. Нормы этикета носят «согласительный» характер, т.е. этикет определенного народа как бы предполагает соглашение о том, что считать в поведении человека приемлемым, а что неприемлемым.

В.Овчинников в книге «Корни дуба» пишет об англичанах и японцах. Английская вежливость в своей основе диаметрально противоположна японской. Японец ведет себя в толпе как солдат, который обязан отдавать честь не каждому встречному, а лишь тем, кто старше его по званию. Вежливость для него -это вертикальная ось человеческих взаимоотношений, долг перед старшими и вышестоящими. Английская вежливость проявляет себя как бы не по вертикали, а по горизонтали. Это не бремя долга, и не желание произвести благоприятное впечатление на других. Учтивость и предупредительность к незнакомцу дают англичанину некое самоудовлетворение, возвышают его не в чужих, а в своих собственных глазах.

Туристу, деловому человеку, совершающему поездку в какую-либо страну, следует познакомиться с ее обычаями, культурой, этикетом. Например, в нашем представлении плевок, даже символический, означает презрение. У американских индейцев плевок врача на пациента способствует излечению. Бросить обглоданную кость человеку у папуасов Новой Гвинеи - высшее выражение дружеских чувств. Россиянину, не привыкшему уступать место женщинам в автобусе или метро, зачастую приходится притворяться читающим или дремлющим, а англичанину или японцу нет нужды для притворства, т.к. в их странах подобного рода учтивость в общественном транспорте попросту не принята. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что у собеседника начинает расти борода. Японский глава фирмы, желая показать, что визит должен быть закончен, переворачивает половую щетку и приставляет ее к стене. Однако болтливый иностранец, не знакомый с данный обычаем, не поймет намека. Российские деловые люди должны знать, что быть приглашенным на ужин деловым партнером во Франции считается исключительной честью. Однако на ужин требуется прибыть на 15 минут позже назначенного времени, принеся в качестве подарка цветы, но не белые и не гвоздики или хризантемы. Можно также принести коробку конфет или шампанское.

Имеют свою историю этикет в России. До революции для высших классов издавались особые книги, в которых печатались правила хорошего тона. Одной из них был знаменитый «Домострой», написанный в 17 веке монахом Сильвестром. В нем подробно излагались советы и наставления по воспитанию детей, отношению к домашним, приему гостей, ведению хозяйства, приготовлению пищи. Домострой советовал при неподчинении детей хозяину дома «сокрушать ребра», а если жена допустила оплошность, наказывать ее «грозно». Впоследствии слово «домострой» стало нарицательным, означающим суровый уклад домашней жизни. Применение правил «домостроя» в русском патриархальном быту показано в пьесе «Гроза» А.Н.Островского.

Другой книгой, содержащей правила русского этикета, стала переводная работа, изданная в 1717 году по распоряжению Петра I. Ее название «Юности честное зерцало». В книге были собраны наставления, часть которых не утратила своего значения и в наши дни. Об учтивости к окружающим: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смирный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван». О внешнем виде: содержи в порядке ногти, чтобы не были они «как бархатом обшиты». О поведении за столом: мой руки, за столом сиди прямо, на стол «не упирайся», «руками по столу не «колобродь», ногами не мотай», «не хватай первый со стола», не говори, когда во рту пища, «перстов» не облизывай, костей не грызи. Книга учила и отношению к старшим, родителям и родственникам.

Правила этикета в 19 веке были адресованы в основном высшим слоям общества. Этикет служил ярлыком, указывающим на принадлежность к аристократии, позволял отличать людей высшего круга от всех прочих. К этим прочим относились мелкие провинциальные дворяне, разночинцы, купцы, мещане и крестьяне.

Однако и в 19 веке даже в столице еще жили по Домострою. Так, в воспоминаниях И.А.Тургенева о детстве говорится, что в доме, где он родился и вырос, царила атмосфера жестокой расправы, щипков, подзатыльников, колотушек и пощечин.

Вместе с тем, прививались правила, составляющие суть светского этикета. Л.Н.Толстой, говоря в «Анне Карениной» о воспитании графа Вронского отмечал, что граф с детства усвоил правила, запрещавшие лгать мужчинам, но разрешавшие обманывать женщин. Он твердо знал, что необходимо немедленно платить карточные долги, а кредиторы могут подождать.

Одним из главных правил, составляющих основу светского этикета, было умение властвовать собой, скрывать свои эмоции. В автобиографической повести «Юность» Л.Н.Толстой вспоминал, сколько сил ему пришлось потратить в молодости, усваивая светскую манеру кланяться, говорить, танцевать, однако сохранять в лице выражение «равнодушия и скуки».

Условности этикета нередко заставляли прибегать к лицемерию. Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» высмеивал данные условности в сцене встречи Чичикова и Манилова.

Чичиков и Манилов «... стояли уже несколько минут перед дверьми гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперед.

-    Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, - говорил Чичиков.
-    Нет, Павел Иванович, нет, вы гость, - говорил Манилов, показывая ему рукою на дверь.
-    Не затрудняйтесь, пожалуйста, не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите - говорил Чичиков.
-    Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному образованному гостю.
-    Почему ж образованному? Пожалуйста, проходите.
- Ну да уж извольте проходить вы.
-Да отчего ж?
-Ну да уж оттого! - сказал с приятною улыбкою Манилов.
Наконец, оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга» (Гоголь Н.В. Собр. соч. В 7 т. М., 1985, т.5, с.24).

Описывая манеры дам, жительниц города N, писатель в сатирической форме высмеивал этикетные условности и нелепости:

«... Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербуржским, необыкновенной осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: « я высморкалась», « я вспотела», «я плюнула», а говорили « я облегчила себе нос», « я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: « этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: « этот стакан нехорошо ведет себя»- или что-нибудь вроде этого. Чтобы еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволяли такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.» - писал Н.В.Гоголь (см. там же, с.148).

Тем не менее, этикетные нормы, обучающие умению владеть собой, быть вежливыми с гостями, не употреблять в разговоре грубых выражений остаются актуальными во все времена. Понятно, что скучное, равнодушное выражение лица - это плохо, но умение сдерживать эмоции - хорошо, т.к. этикет - это достижение человеческой культуры, облагораживающее природные инстинкты и страсти человека.

После революции, когда множество людей вышли из чердаков, хижин подвалов, к правилам этикета стали относиться крайне враждебно, видя в них лишь атрибуты чуждого образа жизни. Некоторые молодые люди стали носить значки с надписью «Свободен от рукопожатий» (рукопожатия рассматривались в качестве главных переносчиков заразы), эмансипированные девушки оскорблялись, если их пропускали вперед или помогали снимать верхнюю одежду. Бурные дискуссии вызывал вопрос - нужны ли рабочему человеку хорошие манеры.

Такое отношение к этикету тогда было вполне объяснимо, т.к. в стране царили голод, безграмотность, разруха.

Тем не менее, в советское время лучшие деятели культуры и просвещения осуждали нигилизм по отношению к внешним правилам поведения. Достаточно вспомнить речь В.И.Ленина на III съезде комсомола, где подчеркивалось, что пролетарская культура не означает отказа от культурных завоеваний прошлого. В целом речь шла о сохранении тех норм этикета, которые не несли в себе чего-либо противоречащего нравственной культуре советского народа. Тем не менее, многие нормы этикета в советское время последовательно разрушались. Это касается, например, поведения за столом, поведения на деловых переговорах и др.

Основой норм этикета во все времена являлись и являются нравственные принципы: гуманизм, уважение к людям, вежливость, тактичность, доброжелательность.

Нравственная суть правил этикета сводится к следующему:

1.    Важно научиться относиться к людям доброжелательно, с симпатией, человечностью, не забывать тех, кто рядом. Это непросто в наше время, но особенно важно. Интересный пример можно привести из жизни И.Канта (его записал биограф Канта - Вассианский). К умирающему Канту пришел врач. Кант встретил его стоя на ногах и, пошатываясь, что-то несвязно стал ему говорить. Врач долго не понимал своего пациента, и тогда присутствующий при этом Вассианский объяснил, что Кант просит врача сесть. Врач с недоверием отнесся к этому объяснению, пока сам в потоке малосвязанной речи не расслышал: «Меня еще не покинуло чувство принадлежности к человечеству». В истолковании хорошо знавшего его биографа, Кант не мог сесть, пока не сядет гость.
Такое отношение великого философа к «пустым» нормам общения и поведения наполнено глубоким человеческим смыслом.

2.    Нужно уважать в себе и других людях человеческую личность, т.е. стараться уважать вкусы людей, традиции, образ мыслей, поведение. Для этого надо постоянно преодолевать эгоистическую уверенность лишь в собственной ценности (иногда за столом можно услышать от соседа и такие слова: «Как вы можете есть такую гадость? Мне от нее становится плохо!»).

3.    Общаясь с людьми важно научиться радовать их и себя как можно чаще, улыбкой, добрым словом, отношением к ним. Достаточно пустячного факта, чтобы поднять людям настроение или, наоборот, испортить его.

4.    Необходимо воспитывать культуру своих чувств. В пылу гнева, раздражения важно научиться властвовать собой, сдерживать отрицательные эмоции. Этому учит классика: в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Ленского жестоко предала любимая им Ольга. И вот последний разговор с нею, дающий возможность для массы упреков. Он проходит так:

«Она глядит ему в лицо
«Что с вами?» - «Так».- И на крыльцо» (Пушкин А.С. Евгений Онегин. -М. ,1983, с.168).

5.    Золотое правило нравственности: всегда поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Данные правила составляют содержание этикета. Однако у этикета есть и форма. Если она неудачна - его содержание может обесцениться. Например, молодой человек в автобусе уступил место пожилому, но сразу же с недовольным видом «завис» у него над головой. Древние этикетные книги советовали услуги другому человеку делать с «величайшим приятством», не обесценивая неверно выбранной формой нравственного содержания.

То, что выполнение этикетных правил должно стать внутренней потребностью человека, чтобы он, следуя им, не думал о похвале, не действовал из тщеславия, иллюстрирует повесть философа А.Камю «Падение», в которой рассказывается о жизни Ж.Б.Кламанса.

Герой данной повести в прошлом процветающий парижский адвокат, оказавшийся на самом дне жизни, рассказывает о себе. Когда-то он, бывший ранее баловнем судьбы, никогда не упускал случая сделать добро людям. «Это проявлялось во всем. Как бы не спешил он на службу, но если по пути замечал, к примеру, что пожилой человек или слепой затрудняются в переходе улицы, немедленно бросался на помощь. Не успевала протянуться другая сострадательная рука, как он подхватывал нуждающегося в помощи человека под руку и благополучно доставлял его на противоположный тротуар. Однажды, вспоминает Кламанс, симптоматичную деталь, переведя так слепого через улицу, он еще и поклонился ему, а потом уже спохватился, что слепой ведь все равно не видит его поклона. В купе вагона он спешил забросить тяжелый чемодан своего физически слабого попутчика на багажную полку. Если в театре влюбленные обращались с просьбой поменяться с одним из них местами, чтобы они могли сидеть вместе, немедленно и охотно соглашался. В дни забастовок на общественном транспорте Кламанс, у которого был личный автомобиль, обязательно останавливался на улице и, пригласив какого-нибудь согорожанина, возвращавшегося с работы, доставлял его домой...» (См. в кн.: Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М., 1983, с.56). Так Кламанс поступал и в более важных ситуациях: в суде брался за самые невыгодные дела, дела бедняков, и выигрывал их. Он был любимцем многих, но жизнь заставила его посмотреть на себя с другой стороны. Однажды ночью он шел по мосту через Сену и увидел бедно одетую женщину. Прошел мимо, но вдруг за спиной услышал крик и удар тела о воду. И. он не поспешил на помощь этой женщине. Почему? А потому что «... Ночь. Никого поблизости. Ноябрьская вода смертельно холодна, и смертелен риск, на который надо решиться. Кламанс привык творить добро в обстоятельствах определенного эмоционального комфорта. Его. погубило стремление в самом добре искать удовольствие. Жизнь показала, что такое стремление чревато безнравственностью.» (там же, с. 57).

Кламанс, осознав свое подлинное моральное лицо, тяжело пережил крушение иллюзий. Но и каждый человек, поступая согласно правилам этикета, должен стараться, чтобы его положительные, нравственные поступки не превратились в своего рода «хобби», а были продиктованы благородством его характера, добротой, моральной культурой. Только тогда поведение согласно этикету приобретает особую ценность, помогая общению, взаимопониманию, охране достоинства людей.

Ключевые слова: Этикет
Источник: Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Беспалова. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2016. - с.
Материалы по теме
Этикет официальных приемов
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений
Психология деловой беседы
Леонов Н.И., Психология делового общения
Понятие и содержание адвокатской этики
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Виды деловых приемов. Кратко
Ботавина, Этика деловых отношений
Этические правила поведения адвоката
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
Деловой этикет переводчика
Ботавина, Этика деловых отношений
Этические правила поведения адвоката при работе с клиентом
Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации
История и принципы делового этикета
Ботавина, Этика деловых отношений
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий