Человек в организации

Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: взаимодействие человека с организационным окружением (в этом случае человек находится в центре модели) и люди, входящие в организацию или подразделение в целом (в этом случае группа людей, как целое является центром рассматриваемой модели).

  • Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
  • Под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения человек совершает определенные действия — работу.
  • С выполнением человеком определенных работ их результаты оказывают определенное воздействие как на организационное окружение, так и на самого человека.

В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. В общем виде это та часть организации или внешней среды, с которой человек сталкивается во время своей работы. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр применяемых в организации стимулов, в том числе и стимулы самого человека.

Человек в модели предстает как социальное и биологическое существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях и поведении. Действия и поведение включают мышление, движения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей: это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы вызваны стимулирующими воздействиями; и то, что он сделал для организационного окружения и организации в ответ на стимулирующие воздействия.

Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся важным для обеих сторон. Поэтому работа человека и воздействующие формы организации должны быть сбалансированы. Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но в равной мере от характеристик самого человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействии с организацией он выступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные ценности, верования и мораль. Важно отметить, что успешно организованный процесс включения человека в организационное окружение приводит к тому, что у него появляется чувство ответственности за дела организации и устойчивые внутренние обязательства по отношению к ней. Человек, имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и возможностей, предполагает занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получить определенное вознаграждение.

Для каждого индивида это — ожидания, формирующие его отношение к организации. Структура ожидания и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида в свою очередь сами зависят от множества факторов, среди которых главенствующими являются личностные характеристики индивида.

Ключевые слова: Человек, Организация
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Человек и организация
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Типология организаций по взаимодействию с человеком
Менеджмент. Учебное пособие
Поведение человека в организации
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Задачи и функции организационной культуры
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Кредитные организации
А.С.Булатов, Экономика
Восприятие человека человеком
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Сущность мотивации как функции управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Типы организационных коммуникаций
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий